Навигация

Статья

ВЛИЯНИЕ АЛГОРИТМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (0.28 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Копейкина Евгения Николаевна
Кондаков Виктор Леонидович
Волошина Людмила Николаевна
Бочарова Валерия Игоревна
Кормакова Валентина Николаевна
Аннотация:

Цель исследования: оценить влияние разработанных алгоритмов самостоятельного проектирования двигательных режимов студентов во внеучебное время в зависимости от состояния здоровья, пола, физической подготовленности, мотивации, индивидуальных интересов и предпочтений видов спорта и двигательной активности на показатели физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности и соматического здоровья студентов в процессе образовательной и повседневной деятельности.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с февраля по июнь 2024 года. В исследовании приняли участие 240 студентов 1-2-го курсов НИУ БелГУ, из них 148 девушек (74 – основная группа здоровья, 74 – специальная медицинская группа здоровья) и 92 юноши (46 – основная группа здоровья, 46 – специальная медицинская группа здоровья). 

Методы исследования: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых, тестирование физических качеств, метод индексов, функциональные пробы, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ полученных данных позволил оценить степень влияния разработанных алгоритмов самостоятельного проектирования двигательных режимов студентов во внеучебное время в зависимости от состояния здоровья, пола, физической подготовленности, мотивации, индивидуальных интересов и предпочтений видов спорта и двигательной активности на показатели физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности и соматического здоровья студентов. 

Заключение. Проведенное исследование позволило научно обосновать механизмы моделирования двигательных режимов современных студентов с позиции личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Достоверные изменения в показателях физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности и соматического здоровья студентов дали возможность верифицировать их эффективность в укреплении здоровья, удовлетворении биологической потребности в движении, воспитании здорового стиля поведения студенческой молодежи.

Список литературы:
  • Бондин, В. И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В. И. Бондин, Т. А. Степанова, М. В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – №1. – С. 27-28.
  • Бочарова, В. И. Повышение уровня соматического здоровья студентов разнонаправленными средствами фитнеса / В. И. Бочарова, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Д. Е. Смирнова, Л. В. Верзунова, И. А. Шумакова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021, – №29 (5). – С. 1138-1143. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1138-1143.
  • Грачев, А. С. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей / А. С. Грачев, Е. В. Гавришова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 176.
  • Ермакова, Ю. Н. Перспективы использования комплексных фитнес-программ в элективных дисциплинах по физической культуре и спорту в вузе / Ю. Н. Ермакова, Е. А. Осокина, Ю. В. Тихомиров // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. [Online]. Available: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26814 
  • Копейкина, Е. Н. Оценка влияния занятий элективными дисциплинами на двигательную активность современных студентов / Е. Н. Копейкина, В. Л. Кондаков, Л. Н. Волошина, В. И. Бочарова, В. Н. Кормакова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12, № S1. – С. 141-150. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-141-150.
  • Усатов, А. Н. Взаимосвязь энергозатрат и их восполнения в зависимости от двигательной активности и места проживания студентов / А. Н. Усатов, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 7. – С. 30-32.
  • Филимонова, С. И. Повышение физической подготовленности студентов на основе элективного курса по системе СrossFit / С. И. Филимонова, А. С. Грачев, Д. Е. Егоров, Д. В. Щербин // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 71-73.
  • Шепляков, А. С. Применение индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов / А. С. Шепляков, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 54-56.
  • Ács, P. Gender differences in physical activity among the university students in the visegrad countries / P. Ács, J. Bergier, F. Salonna, J. Junger, M. Gyuro, Á. Simonugron, Z. Welker, A. Makai // Studia Universitatis Babes-Bolyai, Educatio Artis Gymnasticae. – 2017. – 1. – Р. 62.
  • Alhadabi, A. Grit, self efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University Students / A. Alhadabi, A.C. Karpinski // International Journal Adolesc. – 2020. – 25(1). – Р. 519-535. [Online]. Available: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1679202
  • Alidadi, A. Relationship between physical fitness, body composition and blood pressure in active and passive students / A. Alidadi, H. Taheri, A. Jalili // Int. J. Pharm. Biol. Sci. Arch. – 2019. – 7. – Р. 18-23.
  • Behzadnia, B. Predicting students’ basic psychological needs, motivation, and well-being in online physical education: A semester-term longitudinal study / B. Behzadnia, F. Mollaei Zangi, F. Rezaei, M. Eskandarnejad // International Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2023. – P. 1–19. DOI: 10.1080/1612197X.2023.2237051.
  • Fotynyuk, V.G. On health protection and health related physical culture trainings of first year students / V.G. Fotynyuk // Physical education of students. – 2017. – 21. – P. 17-21.
  • Gnezdilov, M. A. The role of elective courses in physical culture in the formation of social competence and adaptability of university students / M. A. Gnezdilov // Concept. – 2017. – 31. – P. 686-690.
  • Goginava, S. E. Combination of aerobic and anaerobic means in physical culture classes / S. E. Goginava, V. L. Kondakov, E. N. Kopeikina, A. S. Grachev, S. S. Iermakov, V. Potop // Journal of Physical Education and Sport. – 2020. – 20(2). – P. 1235 – 1241. DOI: 10.7752/jpes.2020.s2172.
  • Hanssen-Doose, A. Quantitative and qualitative characteristics of physical education classes in relation to students' health / A. Hanssen-Doose, C. Albrecht, S.C.E. Schmidt, A. Woll, A. Worth // German Journal of Exercise and Sport Research. – 2018. – 48(4). – P. 530-543.
  • Kim, M. S. Differences in university students’ motivation between a required and an elective physical activity education policy / M. S. Kim, B. J. Cardinal // Journal of American College Health. – 2019. – 67(3). – Р. 207-214.
  • Kopeikina, E. N. The impact of climatogeographic conditions on students' motor activity / E. N. Kopeikina, V. L. Kon­dakov, A. N. Usatov, N. V. Balysheva, A. S. Grachev // Human. Sport. Medicine. – 2024. – 24(S1). – P. 72-80. DOI: 10.14529/hsm24s110.
  • Leifa, A. V. Influence of physical activity on students’ life quality / A. V. Leifa, Y. D. Zheleznyak // Physical education of students. – 2017. – 21. – P. 244.
  • Lukyanova, L. M. The importance of elective disciplines in physical culture and sports for the physical fitness of students / L. M. Lukyanova // Science. – 2020. – 5(41). – P. 87-91.
  • Mitrokhin, Y. A. The specifics of choosing the elective disciplines in physical education and sports in universities / Y. A. Mitrokhin, Y. I. Teplukhin, D. S. Yudin, A. Y. Samsonov // International Research Journal. – 2022. – 11(125). [Online]. Available: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.67
  • Sheplyakov, A. S. Using chatbot application «Telegram» to improve functional fitness, physical fitness and academic performance of students / A. S. Sheplya­kov, V. L. Kondakov, S. I. Kramskoy, E. N. Kopeikina, L. N. Volo­shina // BIO Web of Conferences 120. – 2024. – P. 01010. [Online]. Available: https://doi.org/10.1051/bioconf/202412001010.
  • Silva, R. M. F. Barriers to high school and university students' physical activity: A systematic review protocol / R. M. F. Silva, C. R. Mendonca, M. Noll // International Journal of Educational Research. – 2021. – 106. – P. 5.
  • Sukys, S. Reasons and Barriers for University Students' Leisure-Time Physical Activity: Moderating Effect of Health Education / S. Sukys, V.J. Cesnaitiene, A. Emeljanovas, B. Mieziene, I. Valantine, Z. M. Ossowski // Perceptual and Motor Skills. – 2019. – 126(6). – P. 1084-100.