Навигация

Статья

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ КООРДИНАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ (0.67 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Коновалова Лилия Александровна
Аннотация:

Цель исследования: разработать двигательные тесты для этапного контроля за уровнем развития специфической предметной координации гимнасток и проверить их на аутентичность (информативность и надежность).

Методы и организация исследования. Проведено педагогическое тестирование с использованием разработанной батареи тестов для оценки специфической предметной координации 37 гимнасток в возрасте 14-20 лет. Выполнена статистическая проверка аутентичности разработанных двигательных тестов. 

Результаты исследования и их обсуждение. Отсутствие должного педагогического контроля за уровнем развития специфической предметной координации в подготовке гимнасток, выявленное в результате нашего исследования, стало основанием для разработки специфических двигательных тестов. Предложены четыре вида контрольных упражнений, которые включают сложнокоординационные согласованные действия предмета (теннисные мячи) и тела гимнастки в условиях заданного темпо-ритма, ограничения зрительного контроля и вестибулярной нагрузки, характерных для соревновательных упражнений художественной гимнастики. Разработанные тесты информативны (r в диапазоне от 0,938 до 0,503), надежны (Тэмп, p>0,05), но не эквивалентны, поэтому должны применяться как единая батарея тестов. 

Выводы. Разработана батарея тестов, в которую вошли четыре сложнокоординационных двигательных задания с теннисными мячами: 1 – «Синхронные броски и отбивы теннисных мячей двумя руками с прыжком», 2 – «Последовательные броски и ловля мяча за спиной», 3 – «Бросок и ловля мяча после вращения в заданном коридоре», 4 – «Бросок и ловля мяча под ногой после вращения в заданном коридоре». Предложены нормативы как критерии оценки высокого, среднего и низкого уровня развития специфической предметной координации у взрослых гимнасток.

Список литературы:
  • Березовская, Т. И. Повышение требований к предметной ловкости в художественной гимнастике на основе анализа двух олимпийских циклов / Т. И. Березовская // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году науки и технологий, Казань, 23 апреля 2021 года. Том 2. – Казань : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2021. – С. 373-376.
  • Березовская, Т. И. Сравнительный анализ требований федерального стандарта и соревновательной деятельности гимнасток на этапе высшего спортивного мастерства / Т. И. Березовская, Л. А. Коновалова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения : Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 21-22 октября 2020 года. Том 1. – Волгоград : Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. – С. 43-48.
  • Ботяев, В. Л. Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики) / В. Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 10. – С. 94-97.
  • Бочкарникова, Н. В. Развитие навыка предметного манипулирования в художественной гимнастике / Н. В. Бочкарникова, А. В. Гаськов, Е. И. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 113-118. 
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2022 № 984 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» [электронный ресурс]/ сайт Официальное опубликование правовых актов; URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения 27.01.2023).
  • Рыбина, Е. И. Развитие предметной ловкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е. И. Рыбина, Т. В. Шашкова, А. В. Гребеник // Методологические и организационные подходы в психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 01 июля 2020 года. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. – С. 112-115. 
  • Bobo-Arce M. Determinants of competitive performance in rhythmic gymnastics: a review/ M. Bobo-Arce, B. Méndez-Rial // J. Hum. Sport Exerc. – 2013. – Vol. 8, No. 3. – pp. S711-S727.
  • Jagić M. Construction and validation of coordination test BOSKO / M. Jagić, J. Polančec // Proceedings of 5th International Scientific Conference on Kinesiology, Proceedings book. – 2008. – рр.. 696-698.
  • Kolarec M. Correlation between motor skills and performance evaluation of ball routine elements in rhythmic gymnastics / M. Kolarec, M. Horvatin-Fuckar, J. Radas //Acta Kinesiol. – 2013. – Т. 1. – рр. 85-89.
  • Radaš J. Construction of a specific test for estimating coordination in rhythmic gymnastics / J. Radaš, E. Milenković, L. Milčić // Science of gymnastics journal. – 2022. – Т. 14. – №. 3. – рр. 369-380.
  • The importance of motor coordination abilities for performance in rhythmic gymnastics / T. Purenović-Ivanović, R. Popović, D. Stanković [et al] // Facta Universitatis. – 2016. – 14. – pp. 63-74.