Статья
Цель исследования – научно обосновать и проверить комплекс педагогических условий, способствующих формированию межкультурной компетенции студентов спортивного профиля.
Методы и организация исследования: изучение литературных источников и передового опыта по теме исследования, педагогическое наблюдение, собеседование и опрос.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось среди студентов 1-го курса Института спорта Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в 2023-2024 гг. Оно подтвердило необходимость формирования межкультурной компетенции у студентов спортивного профиля, потому что они должны овладеть культурой англоговорящих стран, знаниями, умениями и навыками общения. Педагогическое наблюдение показало, что студенты изучают иностранный язык как социальный продукт, а занятия способствуют их социализации.
Заключение. Включаясь в межличностные отношения с носителями языка, изучая стереотипы поведения, владея определенным уровнем межкультурной компетенции, студент сможет добиться взаимопонимания в процессе взаимодействия с представителями других стран. В результате сам процесс обучения иностранному языку превращается в межкультурное обучение. Это в свою очередь помогает преодолевать стереотипы, проводить анализ культурно-страноведческих реалий стран изучаемого языка.
- Алленова, И. В. Проблема межкультурной коммуникативной компетенции и основы ее формирования в вузах Узбекистана / И. В. Алленова // Молодой ученый. – 2021. – № 45 (387). – С. 199-201. – URL: https://moluch.ru/archive/387/85240/ (дата обращения: 24.09.2024).
- Гарипова, А. Н. Межкультурный аспект в языковой подготовке спортивных волонтеров / А. Н. Гарипова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета, Набережные Челны, 2024. – № 2-2 (50). – С. 67-69.
- Гарипова, А. Н. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика / А. Н. Гарипова // Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований. Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 138-142.
- Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : учеб. пособие / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. – М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 124 с.
- Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку : учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
- Павицкая, З. И. Особенности межкультурной коммуникации сквозь призму спортивных практик / З. И. Павицкая // Актуальные вопросы роли спорта в построении гражданского общества и народной дипломатии. Материалы Международной научно-практической конференции (с участием представителей государств-участников Содружества Независимых Государств, БРИКС), посвященной 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта. Казань, 2023. – С. 200-202.
- Павицкая, З. И. Использование языкового портфеля как средства повышения эффективности обучения иностранному языку / З. И. Павицкая, Ж. И. Айтуганова, Л. Р. Закирова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. – № 79-4. – С. 106-108.
- Чернов, Г. В. Американский вариант. Англо-русский / русско-английский словарь / Г. В. Чернов. – М., 2001. – 1062 с.