Статья
Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья молодежи, в том числе студентов. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% обучающихся в системе образования относятся к числу здоровых, 49% относятся к группе риска, 40% имеют патологические отклонения. Регулярные медицинские осмотры студентов младших курсов показывают, что в среднем на одного студента приходится 1-2 хронических заболевания.
Научная новизна исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в определении теоретических оснований организации здорового образа жизни студентов вуза как условия их профессиональной подготовки (предпосылки, факторы, принципы, содержание, особенности, условия, критерии).
Практическая значимость. Разработана и апробирована модель организации здорового образа жизни студентов вуза; критериально-оценочный аппарат может быть использован для оценки результативности организации здорового образа жизни студентов в вузе как условия их профессиональной подготовки.
Материалы исследования. Исследование проводилось в Набережночелнинском филиале Университета управления «ТИСБИ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия.
Методы исследования: анализ отечественной научно-методической литературы, учебной документации, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, методы математической статистики.
Результат. Полученные результаты определяемого уровня организации ЗОЖ в вузе доказывают наше предположение о том, что разработанная и реализованная нами структурно-функциональная модель организации ЗОЖ студентов в университете как условие их профессиональной подготовки является эффективной, так как произошли положительные изменения. Неодинаковость показателей, а также их невысокий уровень свидетельствует скорее о недостаточности организационных мер, о необходимости продолжения работы в этом направлении, так как гипотеза нашла своё подтверждение и мы получили положительные результаты.
Заключение. Процесс организации здорового образа жизни студентов в университете должен быть основан на концепции формирования физической культуры личности; на применении различных форм здоровьесберегающей деятельности; на использовании инновационных форм обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий; на индивидуализации обучения в зависимости от мотивации студентов, состояния их здоровья; на учете психологических параметров и образа жизни и т.п.
- Бутченко, Э. К. Воздействие физических упражнений, направленных на профилактику осанки студентов вуза / Э.К. Бутченко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – № 19 (1). – С. 117-123.
- Бутченко, Э. К. Развитие физических качеств студентов с применением нестандартного инвентаря и оборудования / Э. К. Бутченко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – № 19 (1). – С. 131-136.
- Васенков, Н. В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н. В. Васенков, Э. Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 11. – № 2. – С. 65-68.
- Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов, Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S. – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
- Зотова, Ф. Р. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф. Файзуллин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 32-38.
- Красноперов, М. Д. Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов вуза / М. Д. Красноперов, В. Ю. Барябина, Г. З. Самигуллина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. – № 19 (1). – С. 174-179.
- Колодезникова, М. Г. Научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке студентов спортивного вуза / М. Г. Колодезникова, К. С. Колодезников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – № 18 (2). – С. 193-199. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-193-199.
- Михайлов, Н. Г. Культура телосложения: теория и практика / Н. Г. Михайлов, А. М. Агакишиева, Е. В. Жебелева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – № 18 (1). – С. 89-93. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-89-939.
- Физическая подготовленность студентов и их участие в выполнении нормативов комплекса ГТО: сравнительный анализ / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Ф. А. Мавлиев и др. // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12, № 3. – С. 203-212. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-203-212.
- Kilpatrick, M.; Hebert, E.; Bartholomew, J. College students’ motivation for physical activity: Differentiating men’s and women’s motives for sport participation and exercise. J. Am. Coll. Health 2005, 54, 87-94.
- Lovell G. P., Ansari W. E., Parker J. K. Perceived exercise benefits and barriers of non-exercising female university students in the United Kingdom // International journal of environmental research and public health. – 2010. – Т. 7. – № 3. – С. 784-798.