Статья
Цель исследования: изучение мотиваций к занятиям физической культурой и спортом в вузе и обоснование эффективности спортизации в формировании мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Методы и организация исследования. Было проведено исследование в виде социологического опроса, в котором участвовали студенты 1-3-го курсов Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, обучающихся в группах ОФП и в группах спортивных специализаций по разным видам спорта (840 человек).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали, что у студентов, занимающихся каким-либо выбранным видом спорта, проявляется большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом, так как они обладают устойчивым самосознанием по отношению к здоровью и желанием добиться успехов в избранном виде спорта в соответствии с индивидуальными возможностями. Студенты, которые занимаются в группах общей физической подготовки, не проявляют должного интереса к занятиям физической культурой и спортом, поэтому и не обладают нужной мотивацией.
Заключение. Исследование установило эффективность спортизации в формировании мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности и обусловило необходимость должной работы преподавателей по спортивной ориентации студентов в группах ОФП в вузе.
- Абзалов, Р. А. Проблемы спортизации учебного предмета «Физическая культура» в образовательном учреждении / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012 – № 4. – С. 2-4.
- Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
- Зотова, Ф. Р. Физическая подготовленность студентов и их участие в выполнении нормативов комплекса ГТО: сравнительный анализ / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Ф. А. Мавлиев и др. // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12, № 3. – С. 203-212. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-203-212.
- Калянов, В. В. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / В. В. Калянов, Н. Н. Королева, М.Г. Шоршнева // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (28). – С. 917-922.
- Лубышева, Л. И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 2-1. – С. 44-54.
- Лубышева, Л. И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6-8.
- Мамонова, О. В. Сравнительный анализ результатов физического воспитания на основе традиционного и компетентностного подходов / О. В. Мамонова, Д. В. Грачева, Д. А. Фарзалиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10(176). – С. 219-222.
- Юсупов, Ш. Р. Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) / Ш. Р. Юсупов, Б. И. Якупов, Р. А. Юсупов, // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 27. – №. 2. – С. 137-141.
- Bebeley S. J., Wu Y., Liu Y. Motives for physical activity for college students’ level of motivation in physical activity // International Journal of Science and Research. – 2017. – Т. 6. – №. 5. – С. 2377-2382.
- Capone V., Petrillo G. Mental health in teachers: Relationships with job satisfaction, efficacy beliefs, burnout and depression // Current Psychology. – 2020. – Т. 39. – С. 1757-1766.
- Chatterjee A, Prinz A, Gerdes M, Martinez S. Digital Interventions on Healthy Lifestyle Management: Systematic Review. J Med Internet Res. – 2021. (11) – DOI: 10.2196/26931.
- Kulavic K., Hultquist C. N., McLester J. R. A comparison of motivational factors and barriers to physical activity among traditional versus nontraditional college students // Journal of American College Health. – 2013. – Т. 61. – № 2. – С. 60-66.
- Michailidis S. Competency-based approach in development of higher education system / S. Michailidis, E. Despotaki // Education. Quality Assurance. – 2018. – № 1 (10). – P. 31-36.
- Molly M. Figgins, Kathryn J. DeShaw. Student perceptions of integrating interprofessional education and overcoming barriers: a case report // Athletic Training Education Journal, 2023. № 18(2). pp. 1-7. doi.org/10.4085/1947-380X-22-079.
- Sevil J. et al. Motivation and physical activity: Differences between high school and university students in Spain //Perceptual and motor skills. – 2018. – Т. 125. – № 5. – С. 894-907.