Навигация

Статья

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ (0.69 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Овсянникова Марина Андреевна
Биндусов Евгений Евгеньевич
Марандыкина Оксана Викторовна
Лукашина Екатерина Евгеньевна
Аннотация:

В статье рассматривается влияние уровня притязаний на формирование спортивной мотивации у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Цель исследования: выявить особенности влияния уровня притязаний на формирование спортивной мотивации девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 

Методы исследования: тестирование по методу Шварцландера и В. Марищука – А. Волкова, общелогические методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение), педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных. 

Результаты. В рамках исследования уровня притязаний и мотивации юных гимнасток был установлен низкий уровень изучаемых показателей. Девочки недооценивают себя, но и не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач. После включения в учебно-тренировочный процесс в течение шести месяцев ряда мероприятий, таких как поощрение перед всей группой, убеждения на примере старших гимнасток, индивидуальное порицание, тематические беседы о силе воли, о стремлении к достижению цели, просмотр видеозаписей выступлений сильнейших гимнасток мира, посещение соревнований старшей возрастной группы было выявлено, что в экспериментальной группе результаты объективного оценивания своих возможностей улучшились в 87% случаев. В контрольной группе уровень спортивной мотивации изменился в лучшую сторону всего у 6% гимнасток, а в экспериментальной – у 93%. 

Заключение. В ходе воспитательных мероприятий у гимнасток экспериментальной группы повысился уровень самооценки и достижения успеха в избранном виде спорта. Авторами установлено, чем реалистичнее уровень притязаний, тем выше спортивная мотивация.

Список литературы:
  • Биндусов, Е. Е. Влияние занятий гимнастикой на личностные характеристики девочек 7-8 лет / Е. Е. Биндусов, М. А. Овсянникова, Е. А. Янкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – Т. 18, № 1. – С. 28-32.
  • Марандыкина, О. В. Психологические аспекты спортивной деятельности / О. В. Марандыкина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях : материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары-Ташкент, 25 января 2024 года. – Чебоксары : Чувашский государственный аграрный университет, 2024. – С. 1159-1162.
  • Михайлова, Э. И. Повышение психофизиологических показателей студентов-архитекторов средствами физического воспитания / Э. И. Михайлова, Н. Г. Михайлов, М. П. Кашкова // Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 4(68). – С. 128-131.
  • Харитонова, И. В. Особенности уровня притязаний юношей, занимающихся и не занимающихся спортом / И. В. Харитонова, Ю. Б. Сухина, В. Д. Максименко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2017. – № 7. – С. 262.
  • K. Dziwota, A. Dudek, A. Szpak, K. Ludwikowska, D. Kowalski, Value preferences in individuals with low and high self-esteem// Medical University of Lublin. Curr Probl Psychiatry, no. 17(2), pp. 97-106, 2016.
  • D. Gould, K. Dieffenbach, A. Moffett, Psychological Characteristics and Their Development in Olympic Champions // Journal of Applied Sport Psychology, no.14(3), pp. 172-204, 2002.
  • R. Lidor, Children in sport: when to begin competitions? // Pre-Olympic Congress. Proceedings. V. 1. Thessaloniki, pp. 57, 2004.
  • V. Sokhlikova, Divergence of the self-assessment and level of aspirations as important variable of the successful performance at competitions / V. Sokhlikova, E. Romanina // Спортивный психолог, no. 4(51), pp. 8-11, 2018.
  • Yurov, The Levels of Claims and Expectations as the Predictors of Success Among Athletes / I. A. Yurov // European Journal of Physical Education and Sport, vol. 7, no. 1, pp. 68-76, 2015.