Статья
Цель исследования состоит в обсуждении: основных проблем, которые возникают у исследователей при оценке физических способностей и физической подготовленности в целом; попыток систематизации и анализа предлагаемых тестов и батарей в этих целях; неодинаковых результатов, к которым приходят специалисты при тестировании разных и одних и тех же физических способностей детей одного и того же возраста и пола.
Материал и методы исследования. Обзор и анализ современных научно-методических работ российских специалистов.
Результаты исследования и заключение. Несовпадающие результаты исследований по динамике идентичных показателей физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста по темпам их прироста с учетом пола, индивидуальных различий и т.п. объясняются следующим: 1) свои выводы авторы делали на основании использования разного количества тестов (от 3-6 преимущественно до примерно двух десятков); 2) в ряде случаев для оценки физической подготовленности использовались тесты, результаты которых зависели от уровня владения техникой конкретного упражнения; 3) отдельные схожие тесты, например, «на силу» или «выносливость», выполнялись из разных исходных положений, они были разной длительности или разной координационной сложности; 4) при оценке физической подготовленности одни авторы использовали в большей мере тесты «на кондиции», а другие – на координационную составляющую. Даны рекомендации о том, какими путями можно прийти к консенсусу среди специалистов по созданию единой батареи тестов оценки физической подготовленности детей как в научном плане, так и в практической плоскости.
- Абрамова, Т. Ф. Физическое развитие и физическая подготовленность современных детей младшего возраста: нормативы оценки / Т. Ф. Абрамова. – Москва, 2023. – 378 с.
- Абрамова, Т. Ф. Половой диморфизм и физическая подготовленность детей младшего школьного возраста / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, А. В. Полфунтикова, К. А. Облог // Теория и практика физической культуры. 2023. № 11. С. 46-48.
- Абрамова, Т. Ф. Унифицированные нормативы оценки показателей физической подготовленности 6-10-летних детей Российской Федерации. Методические рекомендации / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, А. В. Полфунтикова. – М. : ФГБ ФНЦ ВНИИФК. – 2023. – 86 с.
- Абрамова, Т. Ф. Физическая подготовленность и морфофункциональный статус мальчиков 6-8 лет / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, А. В. Полфунтикова // Теория и практика физической культуры. 2022. № 7. С. 65-67.
- Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М. : Советский спорт, 2009. – 220 с.
- Блинков, С. Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских школьников Самарской и Ульяновской области 7-10 лет / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин, А. Н. Блеер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 16-24.
- Каранец, Е. М. Индивидуально-дифференцированный подход при проведении диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста / Е. М. Каранец, Н. Э. Власенко // Вестник Сургутского гос. пед. университета, 2022. – № 1 (76). – С. 135-142.
- Костенко, Е. Г. Анализ уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста / Е. Г. Костенко, В. Л. Соколов // Псих.-пед. вопросы современного образования : монография. –Чебоксары : ИД «Среда», 2022. – С. 174-183.
- Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М. : Советский спорт, 2024. – 271 с.
- Лях, В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях. – М. : Спорт, 2019. – 127 с.
- Лях, В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. 10-11-й классы / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2012. – 160 с.
- Лях, В. И. Физическая культура: 5-9-й классы: тестовый контроль : пособие для учителя / В. И. Лях. –М. : Просвещение, 2007. – 144 с.
- Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года / К. Д. Алексанянц с соавт. // Пед.-психол. и медико-биолог. проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – № 2. – С. 126-132.
- Петренкина, Н. Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н. Л. Петренкина, С. О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 294-303.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – 2-е изд. Учебное пособие для высших учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Фарфель, В. С. Развитие движений у детей школьного возраста / В. С. Фарфель . – М. : изд. АПН РСФСР, 1959. – 67 с.
- Физическая подготовленность детей 5-7 лет в городе с высокой степенью загрязнения атмосферного воздуха / Е. Н. Котышева и др. // Профилактическая медицина. – 2018. – № 21 (6). – С. 50-53.
- Физическая подготовленность и морфофункциональный статус девочек 6-10 лет / Т. Ф. Абрамова и др. // Вестник спортивной науки. 2022. № 4. С. 43-50.
- Шаповалова, Т. М. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста / Т. М. Шаповалова, Е. П. Врублевский // Материалы электронной научно-практической конференции «Психологические, педагогические и медико-биологические аспекты физического воспитания». – 2012. – С. 125-130.
- Шнейдер, О. С. Особенности физического состояния детей 6-10 лет г. Хабаровска и Хабаровского района / О. С. Шнейдер, О. Н. Алавердова, М. А. Сотникова // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 397-405.
- Щербак, А. П. Педагогические методы диагностики физического развития детей дошкольного возраста. Метод. рекомендации / А. П. Щербак. – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИПО, 2019. – 40 с.