Статья
Цель исследования: определить основные особенности обучения плаванию лиц с эпилепсией в условиях глубокого бассейна, не сопровождающей серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата и другие сложные сочетанные заболевания.
Методы и организация исследования: исследование проводилось профессорско-преподавательским составом, студентами, магистрантами и аспирантами кафедры теории и методики гидрореабилитации Ин- ститута адаптивной физической культуры и кафедры теории и методики плавания на базе плавательного бассейна НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в период с 1996 по 2019 гг. Методы исследования: анализ надводной и подводной фото- и видеосъёмки практических занятий тренера с учеником в условиях глу- бокого бассейна; обобщение многолетнего авторского опыта в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (включая учеников с эпилепсией); педагогические наблюдения с
использованием регистрации частоты сердечных сокращений на мониторах POLAR ELECTRO ACCUREX PLUS и POLAR S610T, POLAR S810TM (более 250 занятий) с непрерывной записью R-R-интервалов (23 занятия); педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования позволили определить особенности процесса начального обучения плаванию лиц с эпилепсией в условиях глубокого бассейна, выявить предвестники начала развития эпилептического припадка у ученика в условиях водной среды, проанализировать возможные причины возникновения эпилептического припадка во время занятия; теоретически разработать и экспериментально обосновать алгоритм последовательности действий тренера при эпилептическом припадке у ученика, направленный на предотвращение возможного утопления.
Заключение. Профессиональные знания тренера о специфике процесса начального обучения плавани лиц с эпилепсией могут предупредить развитие эпилептического припадка и предотвратить утопление ученика в условиях глубокого плавательного бассейна, а также безопасно и эффективно организовать сам процесс обучения.
- Булгакова, Н. Ж. Плавание / Н. Ж. Булгакова. – Москва: Физкультура и спорт, 2001. – 314 с.
- Григорьева, Д. В. Подготовка специалистов по гидрореабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе профессионального образования : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореф. дис. … канд. пед. наук / Григорьева Дарья Викторовна. – Санкт-Петербург, 2015. – 26 с.
- Литвинов, А. А. Теория и методика обучения базовымвидам спорта. Плавание / А. А. Литвинов, А. В. Козлов, Е. В. Ивченко. – Москва : Академия, 2013. – 272 с.
- Медведев, М. И. Резистентные эпилептические синдромы раннего детского возраста : автореф. дис. … д-ра мед. наук / М. И. Медведев. – М. , 1998. – 44 с.
- Мосунов, Д. Ф. Научно-педагогическая школа «Педагогическая гидрореабилитация» // Научно-педагогические школы университета : науч. тр. : ежегодник. СПб., 2013. С. 29-39.
- Мосунов, Д. Ф. Магнитогидродинамический механизм влияния водной среды на человека / Д. Ф. Мосунов, М. Д. Мосунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 137-145.
- Мосунов, Д. Ф. Взаимоотношения человека и воды: монография / Д. Ф. Мосунов. – Санкт-Петербург : Сатори, 2019. – 364 с.
- Мосунов, Д. Ф. Магнитогидродинамический механизм влияния водной среды на человека / Д. Ф. Мосунов, М. Д. Мосунова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 139-146.
- Мосунов, Д. Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида : учебно-методическое пособие / Д. Ф. Мосунов, В. Г. Сазыкин. – Москва : Советский спорт, 2002. – 149 с.
- Мосунов, Д. Ф. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / Д. Ф. Мосунов, М. Д. Мосунова, Ю. А. Назаренко ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, СПб.) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 5 (63). – С. 57-61.
- Мосунова, М. Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии) : автореф. дис. …канд. пед. наук / М. Д. Мосунова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2005. – 24 с.
- Мосунова, М. Д. Гидрореабилитация ребенка-инвалида с эпилепсией / М. Д. Мосунова // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции «Плавание. Исследование, тренировка, гидрореабилитация» / под общ. ред. А. В. Петряева и И. В. Клешнева. – СПб. : Плавин, 2003. – С. 292-295.
- Mossounov, D. The formation of motor and coordinating abilities of the children with the central nervous system damages by means of hydrorehabilitation / D. Mossounov, M. Mossounova, A. Petriaev, I. Yaichnikov, V. Solozhan // 9th Annual Abstracts Congress European College of Sport Science 3-6 July 2004, Clermont-Ferrand, France. – S. 35.
- Mosunov, D.F. (2011), “Magneto-hydrodynamic mechanism of water environment influence on the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 137-145.
- Fisher, R. S., Acevedo, C., Arzimanoglou, A., Bogacz, A., Cross, J. H., Elger, C. E., et al. (2014). ILAE official report: a practical clinical definition of epilepsy. Epilepsia 55 (4), 475-482. doi:10.1111/epi.12550.