Статья
Цель исследования – обоснование психологических критериев отбора спортсменов в системе многолетней спортивной подготовки.
Материалы и методы исследования. Проведен анализ специальной литературы по теории и методике спорта, спортивной психологии, психодиагностике. Выявлены предлагаемые авторами психологические критерии отбора в различных видах спорта. Предположено, что на конкретном этапе спортивного отбора целесообразными будут соответствующие этапу критерии отбора спортсменов. В качестве методов исследования были анализ специальной литературы, теоретическое исследование, системный подход, обобщение.
Результаты исследования. Выявлено состояние проблемы психологических критериев отбора в спорте. На основе этого определены психологические критерии отбора на каждом этапе подготовки, обоснованы ожидаемые результаты. Выбор конкретных психологических критериев отбора в спорте базируется на задачах, решаемых на том или ином этапе подготовки спортсменов. На этапе начальной подготовки определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. На тренировочном этапе выявляются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности. Целесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы. На этапе спортивного совершенствования выявляется прирост спортивных результатов и факторы, его определяющие. На этапе высшего спортивного мастерства выявляются: способность к психорегуляции, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, эмоциональный интеллект, степень переносимости психической нагрузки, стабильность выступления спортсмена на соревнованиях.
Заключение. Изучение специальной литературы в русле спортивного отбора, выявление психологических качеств, обусловливающих успешность в спортивной деятельности, позволили обосновать концептуальную модель внедрения психологических критериев для отбора в системе многолетней подготовки спортсменов.
- Алексанянц, Г. Д. Методический подход к выявлению прогностических маркеров спортивной ориентации юных пловцов / Г. Д. Алексанянц, В. С. Юферев, Л. Л. Блонская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 2. – С. 39-44.
- Артеменко, Т. Г. Отбор баскетболистов на этапе начальной подготовки с учетом их личностных особенностей : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Т. Г. Артеменко. – Киев, 2010. – 20 с.
- Бабушкин, Г. Д. Возможности прогнозирования выступления спортсменов на предстоящих соревнованиях по результатам психодиагностики / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 7. – С. 87-89.
- Бабушкин, Г. Д. Совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности (монография) / Г. Д. Бабушкин. – М. : Изд-во «Ай Пи Ар Медиа», 2023. – 196 с. ISBN978-5-4497-20-64-1.
- Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 192 с.
- Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 1. – С. 33-31.
- Брянкин, С. В. Спортивный отбор и ориентация / С.В. Брянкин, Л. Н. Жданов, Б. Н. Шустин. – Смоленск : СГИФК, 2007. – 68 с.
- Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. – М. : ФиС, 2003. – 176 с.
- Годик, М. А. Спортивная метрология : Учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. – М. : ФиС, 2008. – 192 с.
- Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2014. – 320 с.
- Дворкин, В. М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо : автореф. дисс. … канд. пед. наук / В. М. Дворкин. – Красноярск, 2008. – 24 с.
- Иссурин, В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация : монография / В. Б. Иссурин. – М. : Спорт, 2017. – 220 с.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М. : ФиС, 2001. – 542 с.
- Мельников, В. М. Акмеологические условия и перспективы прогнозирования спортивных достижений / В. М. Мельников, И. А. Юров // Спортивный психолог. – 2014. – № 1. – С. 34-39.
- Политько, Е. В. Возможности использования корреляционного анализа для определения основной и дополнительной спортивной специализации пловцов 12-16 лет / Е. В. Политько, О. А. Пилипко // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 1. – С. 49-53.
- Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. – Омск : СибАДИ, 2003. – 262 с.
- Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте / Л.К. Серова. – М. : Человек, 2011. – 160 с.
- Collins, D. ‘Scienciness’ and the allure of secondhand strategy in talent identification and development / Collins D., Bailey R. // International Journal of Sport Policy and Politics. – 2013. – Vol. 5, – No. 2. – 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.
- Rongen, F. Are youth sport talent identification and development systems necessary and healthy? / F. Rongen, J. McKenna, S. Cobley. K. Till // Sports Medicine - Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2.
- Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem / R. Ropret, B. Jevtić // Physical Culture. –2019. – Vol 73 (2). – P. 190-205.
- Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M. Bélanger // Front.
Sports Act. Living. – 2021. – 3:741495.doi: 10.3389/fspor.2021.741495. - Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan / R. M. Hulteen, P. J. Morgan, L.M. Barnett, D. F. Stodden, D.R. Lubans // Sports Medicine. – 2018. – Vol. 48. – P. 1533-1540.
- Platonov, V. N. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern elite sports / Platonov V. N. // Science in Olympic Sport. – 2018. – 3:24-51. DOI:10.32652/olympic2018.3_3.