Навигация

Статья

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО И КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Мухина Маргарита Петровна
Аннотация:

Цель исследования: выявить физическую подготовленность младших школьников в условиях двух- и четырехлетней реализации направленного и комплексного физического воспитания.

Методы и организация исследования. Исследования носили лонгитудинальный характер и проводились в период с 2004 г. по 2022 г. на базе общеобразовательных организаций Омской области, гг. Омска и Павлодара (РК) в условиях направленного и комплексного физического воспитания (НФВ и КФВ) продолжительностью в два и четыре года. Педагогические контрольные испытания проводились по тестам, рекомендованным А.А. Зданевичем, А.И. Кравчуком, В.И. Ляхом.

Результаты исследования и их обсуждение. В условиях НФВ сенситивными периодами в развитии физических качеств являются у мальчиков 8-й и 10-й г.ж., у девочек – 8-й, 10-й и 11-й г.ж. Наличие сенситивных периодов не реализуется в повышении уровня развития статической силы и скоростно-силовой выносливости. У более половины школьников на начало следующего учебного года во всех показателях физической подготовленности отмечается несоответствие нормативным значениям. В условиях КФВ сенситивными периодами в развитии физических качеств, как у мальчиков, так и у девочек, являются 8-й и 11-й г.ж. Развитие физических качеств носит поступательный и равномерный характер, поскольку более половины школьников сохраняют на начало следующего учебного года нормативные значения физической подготовленности, а по его окончании – превышают.

Заключение. Независимо от продолжительности педагогических воздействий сенситивными периодами в развитии физических качеств у младших школьников в условиях НФВ являются 8-й и 10-й г.ж. В условиях КФВ продолжительность педагогических воздействий имеет значение. Сенситивными периодами в развитии физических качеств являются при четырехгодичных воздействиях – 8-й и 11-й г.ж., при двухгодичных – 8-й и 10-й г.ж.

Список литературы:
  • Бгуашев, А. Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7-12 лет : авто-реф. дис. … канд. пед. наук / А. Б. Бгуашев. – Майкоп, 1998. – 23 с.
  • Виленская, Т. Е. Новые физиолого-биомеханические подходы к совершенствованию содержания занятий по физической культуре в начальной школе : дис. … канд. пед. наук / Т. Е. Виденская. – Краснодар, 2001. – 163 с.
  • Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учеб. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 295 с.
  • Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / А. А. Гужаловский. – М. : [б. и.], 1979. – 26 с.
  • Любомирский, Л. Е. Управление движениями у детей и подростков. – М. : Педагогика, 1974. – 229 с.
  • Мухина, М. П. Формирование моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания / М. П. Мухина // Омский научный вестник. – № 2 (106), 2012. – С. 193-198.
  • Примерная рабочая программа начального общего образования «Физическая культура» (одоб. решением ФУМО по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
  • Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. – 2-е изд., испр. и доп. / А. С. Сологуб, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
  • Травин, Ю. Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю. Г. Травин // Физическая культура в школе. – 1981. – № 4. – С. 9-15.
  • Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособ. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М. : Просвещение, 1990. – 319 с.
  • Balyi I. (2005). Long-term atlete development. Resource paper. Ottawa: Canadian Sport for Life, Canadian Sport Centers, 26, 28, pp. 5.
  • Drabik, J. (1990). Uwarunkowania somaticzne wytrzymalosci drieci i mtoziezy / J. Drabik // Wychow. fi z. i sport. 1990. № 2. S. 25-35.
  • French, D.N., Jones, T. and Kraemer, W.J. (2014). Strength development in youths. In: R.S. Lloyd and J.L. Oliver, eds., Strength and conditioning for young athletes: Science and application, 1st ed. London; New York: Routledge, pp. 66-79.
  • Tittel K. (1991) Coordination and balance. In: A. Dirix, H.G. Knuttgen and K. Tittel, eds., The Olympic Book of Sports Medicine, 1st ed. Oxford: Blackwell Scientifi c, pp. 194-211.
  • Whithall J. (2003). Development of locomotor coordination and control in children. In: G.J.P. Savelsberg, K. Davids and J. Van Der Kamp, eds., Development of Movement Coordination in Children, 1st ed. London: Routledge, pp. 251-270.