Статья
Цель исследования: оценить влияние академических занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту на двигательную активность студентов.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2023 года по январь 2024 года. В исследовании приняли участие 330 студентов 1-2-го курсов НИУ БелГУ, из них 180 девушек и 150 юношей. Были сформированы 22 группы. Методы исследования: изучение, анализ, сопоставление данных научно-методической литературы, результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, шагометрия, корреляционный анализ, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Корреляционная зависимость слабой силы отмечена только у девушек и юношей, по состоянию здоровья относящихся к основной медицинской группе (девушки ОМГ – r = 0,34; юноши ОМГ – r = 0,36). У студентов специальной медицинской группы зависимости не обнаружено. Были выявлены достоверные различия в показателях шагометрии. Занятия одним видом двигательной активности (спорта) в рамках предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не оказывают существенного влияния на показатели двигательной активности студентов.
Заключение. Оценка влияния академических занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» на показатели среднесуточной шагометрии показала, что занятия видами двигательной активности аэробной направленности и спортивными играми позволяют
студентам выполнить норму среднесуточной двигательной активности, рекомендованную ВОЗ. Другие виды двигательной активности (спорта) не позволяют достичь нормативного количества локомоций. Можно рекомендовать студентам, для которых характерен малоподвижный образ жизни, выбирать для самостоятельных тренировок и занятий в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» двигательную активность (спорт), связанную с аэробными нагрузками или спортивными играми. Студентам, образ жизни которых имеет высокоинтенсивный характер, можно выбирать другие виды двигательной активности (спорта).
- Бондин, В. И. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде / В. И. Бондин, Т. А. Степанова, М. В. Белавкина // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – С. 27-28.
- Габибов, А. Б. Проблемные аспекты развития физической культуры и спорта в вузах / А. Б. Габибов, В. В. Семенченко // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2015. – № 2-3. – С. 86-92.
- Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов/ Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
- Зотова, Ф. Р., Файзуллин, И. Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы //Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 32-38.
- Кондаков, В. Л. Причины снижения интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом / В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева, А. Н. Усатов, Д. А. Скруг // Физическое воспитание студентов. – 2015. – № 1. – С. 17-21.
- Копейкина, Е. Н. Двигательная активность студентов в современных условиях / Е. Н. Копейкина, В. Л. Кондаков, Л. Н. Волошина, В. И. Бочарова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 106-112.
- Ревенко, Е. М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших разные виды двигательной активности в рамках физического воспитания / Е. М. Ревенко // Образование и наука. – 2017. – № 7. – С. 157-174.
- Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
- Скиба, И. А. Совершенствование программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-
медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е .Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 100-105. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105. - Третьяков, А. А. Оценка влияния занятий физической культурой на обучающихся в высших учебных заведениях / А. А. Третьяков, О. А. Колесникова, А. Г. Колесников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – №9 (187). – С. 380-385.
- Шепляков, А. С. Применение индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов / А. С. Шепляков, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 5. – С. 54-56.
- Alhadabi, A. Grit, self efficacy, achievement orientation goals, and academic performance in University Students / A. Alhadabi, A. C. Karpinski // International Journal Adolesc. – 2020. – 25(1). – Р. 519-535. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1679202.
- Batez, M. Morphological characteristics and motor skills of young students with different levels of engagement in physical activities / M. Batez, B. Krsmanovic, M. Mikalački, N. Cokorilo, M. Sinđić, Р. Ruiz Montero // Retos. – 2018. – Р. 58-62.
- Beghin, L. Influence of meteorological conditions on physical activity in adolescents / L. Beghin, J. Vanhelst, E. Drumez, J. Migueles, Y. Manios, L. A. Moreno, et al. // Journal of Epidemiology and Community Health. – 2020. – 74(4). – Р. 395-400.
- Behzadnia, B. Associations between students' perceptions of physical education teachers' interpersonal styles and students' wellness, knowledge, performance, and intentions to persist at physical activity: A self-determination theory approach / B. Behzadnia, P. J. C. Adachi, E. L. Deci, H. Mohammadzadeh // Psychology of Sport and Exercise. – 2018. – 39. – Р. 10-19. doi: 10.1016/j.psychsport.2018.07.003.
- Behzadnia, B. Predicting students’ basic psychological needs, motivation, and well-being in online physical education: A semester-term longitudinal study / B. Behzadnia, F. Mollaei Zangi, F. Rezaei, M. Eskandarnejad // International Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2023. Advance online publication doi: 10.1080/1612197X.2023.2237051.
- Cavazzotto, T. G. Social-Ecological Correlates of Regular Leisure-Time Physical Activity Practice among Adults / T. G. Cavazzotto, E. R. V. Ronque, E. R. Vieira, M. R. Queiroga, H. Serassuelo // International Journal of Environmental Science. – 2020. – 8(1). – Р. 39-45.
- Delclos-Alio, X. Temperature and Rain Moder-ate the Effect of Neighborhood Walkability on Walking Time for Seniors in Barcelona / X. Delclos-Alio, O. Marquet, G. Vich, J. Schipperijn, K. Zhang, M. Maciejewska, et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – 17(1). – р. 11.
- Fernández-Espínola, C. Complementing the Self-Determination Theory With the Need for Novelty / C. Fernández- Espínola, B. J. Almagro, J. A. Tamayo-Fajardo, P. Sáenz-López // Motivation and Intention to Be Physically Active in Physical Education Students. Front. Psychol. – 2020. – 11. – р. 1535. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01535.
- Fotynyuk, V. G. (2017). On health protection and health ьrelated physical culture trainings of first year students / V. G. Fotynyuk // Physical education of students. – 2017. – 21. – Р. 17-21.
- Garcia-Alvarez, D. Strategies and Measurement Tools in Physical Activity Promotion Interventions in the University Setting / D. Garcia-Alvarez, R. Faubel // A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – 17(18). – р. 15.
- Gnezdilov, M. A. The role of elective courses in physical culture in the formation of social competence and adaptability of university students / M. A. Gnezdilov // Concept. – 2017. – 31. – Р. 686-690.
- Gómez-Fernández, N. Physical activity in and out-of-school and academic performance in Spain / N. Gómez-Fernández, J.-F. Albert // Health Education Journal. – 2020. – 79(7). – Р. 788-801. https://doi.org/10.1177/0017896920929743.
- González-Valero, G. Association between Motivational Climate / G. González-Valero, et al. // Adherence to Mediterranean Diet, and Levels of Physical Activity in Physical Education Students // Behavioral Sciences (Basel, Switzer-land). – 2019. – 9(4).
- Hanssen-Doose, A. Quantitative and qualitative characteristics of physical education classes in relation to students' health // A. Hanssen-Doose, et al. // German Journal of Exercise and Sport Research. – 2018. – 48(4). – Р. 530-543.
- Kim, M. S. Differences in universi-ty students’ motivation between a required and an elective physical activity education policy / M. S. Kim, B. J. Cardinal // Journal of American College Health. – 2019. – 67(3). – Р. 207-214. Available at: https://doi.org/10.1080/07448481.2018.1469501.
- Leifa, A. V. Influence of physical activity on students’ life quality / A. V. Leifa, Y. D. Zheleznyak // Physical education of students. – 2017. – 21. – р. 244.
- Leyton-Román, M. Motivation and Commitment to Sports Practice During the Lock-down Caused by Covid-19 / M. Leyton-Román, R. de la Vega, R. Jiménez-Castuera // Front. Psychol. – 2021. – 11. – Р. 622595. doi: 10.3389/fpsyg.2020.622595.
- Maciaszek, J. Effect of Tai Chi on body balance: Randomized controlled trial in men with osteopenia or osteoporosis / J. Maciaszek, W. Osiński, R. Szeklicki, R. Stemplewski // Am. J. Chinese Med. – 2007. – 35(01). – Р. 1-9. doi:10.1142/S0192415X0700456431.
- Martín, M. R. Influence of Nurse Education on Healthy Lifestyle Habits of Stu-dents: A Literature Review / M. R. Martín, J. A. P. Blandón, A. A. Molina, M. D. M. L. Campos // J Nurs Care. – 2017. – 6. – р. 384. doi:10.4172/2167-1168.1000384.
- Mitrokhin, Y. A. The specifics of choosing the elective disciplines in physical education and sports in universities / Y. A. Mitrokhin, Y. I. Teplukhin, D. S. Yudin, A. Y. Samsonov // International Research Journal. – 2022. – 11(125). [Online]. Available: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.67
- Shi, J. Y. Uneven Effects of Adverse Weather Conditions on Participation in Leisure-Time Physical Activities Across Income Levels / J. Y. Shi, Y. T. Wang // American Journal of Health Promotion. – 2021. – 35(4). – Р. 584-588. Doi:10.1177/0890117120976059.
- Silva, R. M. F. Barriers to high school and university students' physical activity: A systematic review protocol / R. M. F. Silva, C. R. Mendonca, M. Noll // International Journal of Educational Research. – 2021. – 106. – p. 5.
- Wang, S. W. Effect of an Additional 30 Minutes Spent Outdoor during Summer on Daily Steps and Individually Experienced Heat Index / S. W. Wang, M. B. Richardson, C. Y. H. Wu, B. F. Zaitchik, J. M. Gohlke // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – 17(20). – р. 15.
- Wilson, K. S. The Relationship Be-tween Self-Regulatory Efficacy and Physical Activity in Adolescents With a Caveat: A Cross-Lag Design Examining Weather / K. S. Wilson, K. S. Spink // Pediatric Exercise Science. – 2020. – 32(4). – Р. 210-216.