Навигация

Статья

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В ВОПРОСАХ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ (0.28 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Шумова Александра Львовна
Толстова Татьяна Ивановна
Тарасенко Нина Ивановна
Антонович Марина Николаевна
Максимцева Елена Анатольевна
Аннотация:

Цель исследования: изучить осведомленность будущих специалистов первичной медико-санитарной помощи по вопросам медицинского сопровождения спортсменов и лиц, активно занимающихся физкультурой, для определения образовательных барьеров и стратегий их преодоления в части актуальных вопросов спортивной медицины.

Методы и организации исследования. В исследовании приняли участие 75 студентов медицинского университета. Опрос проводился онлайн с использованием нескольких блоков вопросов: по оценке осведомленности об особенностях работы с лицами, занимающимися физкультурой и спортом, по диагностике и оценке готовности к оказанию медицинской помощи при спортивных травмах, оценке личного отношения к физической активности и оценке своих знаний и определению вопросов для дальнейшего обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам нашего исследования, образовательные стратегии в области спортивной медицины должны опираться на повышение осведомленности студентов по следующим вопросам: особенности тренировки при занятиях населения различными видами спорта; механизмы развития спортивных травм и подходы к их профилактике и медицинской реабилитации.

Заключение. Междисциплинарный подход в подготовке специалистов по спортивной медицине объединяет усилия врачей разных специальностей, однако в обучении специалистов различного профиля спортивное образование не находит отражения. Признавая эту необходимость, программы обучения, как по лечебной физкультуре, так и по профилактической медицине и медицинской реабилитации должны развиваться в части освещения вопросов спортивной медицины в различных клинических аспектах.

Список литературы:
  • Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов/ Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
  • Клинические рекомендации по проведению этапных и текущих медицинских обследований, врачебно-педагогических наблюдений у спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации в олимпийских видах спорта. Клинические рекомендации. Под ред. проф. В. В. Уйба // М. : ФМБА России, 2018. –79 с.
  • Никодимова, В. Р. Лечебная физическая культура для послеродового восстановления организма женщин / В. Р. Никодимова, А. А. Сергин, А. Ф. Мифтахов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № 1 – С. 142-148.DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-142-148.
  • Прошляков, В. Д. Медведева О.В. Оценка мероприятий, направленных на профилактику заболеванийрепродуктивной сферы мужчин, с позиции федерального проекта Укрепление общественного здоровья» // "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 2 С. 252-261 DOI: 10.24412/2312-2935-2021-2-250-261.
  • Прошляков В. Д., Пономарева Г. В., Кудряшов С. В. О личностном подходе в физическом воспитании студентов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 2. С. 175-182. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-2-175-182
  • Прошляков В.Д.,Толстова Т.И.Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт»// Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2015. №4. С. 121-125.DOI:10.23888/PAVLOVJ20173501-506
  • Скиба, И. А. Совершенствование программно-содержательного обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки студентов-медиков, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / И. А. Скиба, И. Е .Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 100-105. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-100-105
  • Толстова Т.И., Шумова А.Л., Куликова О.А. Повышение эффективности деятельности врача по управлению поведением в стрессовых ситуациях // Образование. Наука. Научные кадры 2021. №1 С.218-220 DOI: 10.24411/2073-3305-2021-1-218-2204.
  • Толстова ТИ., Шумова АЛ., Прошляков ВД. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300-302. D0I:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.
  • Толстова Т.И., Шумова А.Л., Тарасенко Н.И. Спортивная медицина на перекрестке спорта и клинической практики / Материалы ежегодной научной конференции, посвященной 10-летию науки и технологий и 80-летию Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова / редкол.: Р.Е. Калинин, И.А. Сучков; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань, 2023. - С.10-12.
  • Урясьев О.М., Прошляков В.Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] / О.М. Урясьев, В.Д. Прошляков // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (10.03.2024).
  • Шумова А.Л., Тарасенко Н.И., Толстова Т.И., Рондалева Н.А. Визуализация знаний в обучении студентов медицинской профилактике // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 1. С. 316-319. DOI:10.56539/20733305_2023_1_316.
  • Brennan FH Jr, Rao AL, Myers RA, et al. Suggested Curricular Guidelines for Musculoskeletal and Sports Medicine in Family Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2020 May;19(5):180-188. DOI:: 10.1249/JSR.0000000000000713. PMID: 32358302.
  • Carl J, Jaunig J, Kurtzhals M, Müllertz ALO, et al. Synthesising physical literacy research for 'blank spots': A Systematic review of reviews. J Sports Sci. 2023 Jun;41(11):1056-1072. DOI:: 10.1080/02640414.2023.2259209.
  • Chow YC, Waterbrook AL, Suffoletto HN, et al. Recommended Musculoskeletal and Sports Medicine Model Curriculum for Emergency Medicine Residency Training. Curr Sports Med Rep. 2021 Jan 1;20(1):31-46. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000800.
  • Coleman N, Beasley M, Briskin S. et al. Musculoskeletal and Sports Medicine Curriculum Guidelines for Pediatric Residents. Curr Sports Med Rep. 2021 Apr 1;20(4):218-228. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000830.
  • Garcia L, Pearce M, Abbas A, et al. Non-occupational physical activity and risk of cardiovascular disease, cancer and mortality outcomes: a dose-response
    meta-analysis of large prospective studies. Br J Sports Med. 2023 Aug;57(15):979-989. DOI: 10.1136/bjsports-2022-105669.
  • Liddle DG, Changstrom B, Senter C. et al. Recommended Musculoskeletal and Sports Medicine Curriculum for Internal Medicine Residency Training. Curr Sports
    Med Rep. 2021 Feb 1;20(2):113-123. DOI:: 10.1249/JSR.0000000000000811. PMID: 33560036.
  • Martins J, Onofre M, Dudley D. Editorial: Health and physical literacy interventions in education, sport, and public health settings. Front Sports Act Living. 2024 Jan 8;5:1353743. doi: 10.3389/fspor.2023.1353743.
  • Sunaryo EYAB, Masfi A, Afiani N. et al. Stakeholder Recommendations for Sports-Focused Undergraduate Nursing Curriculum: A Qualitative Study. Adv Med Educ Pract. 2024 Jan 3;15:1-13. DOI:10.2147/AMEP.S418529.
  • Wang FJ, Choi SM, Lu YC. The relationship between physical literacy and quality of life among university students: The role of motivation as a mediator. J Exerc Sci Fit. 2024 Jan;22(1):31-38. doi: 10.1016/j.jesf.2023.10.002. Epub 2023 Nov 5. PMID: 38054164; PMCID: PMC10694319.