Навигация

Статья

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СПОРТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ К СПОРТУ ДЕТЕЙ (1.02 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Барбашов Сергей Викторович
Аннотация:

Цель исследования – представить теоретико-методологическое и организационное обоснование модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей, разработанной в аутентичных условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы исследования. Проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблемам идентификации одаренности в спорте. Исследован практический опыт подготовки олимпийского резерва в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В условиях Югорского колледжа-интерната олимпийского резерва проведены исследования с использованием метода организационного моделирования по обоснованию региональной модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей.

Результаты исследования. В условиях РФ процесс выявления одаренных к спорту детей, оптимизации и их дальнейшего сопровождения базируется на мономодальном подходе. За рубежом приоритетным является мультимодальный подход, предполагающий акцент на группы видов спорта или возможность перехода из одного вида спорта в другой. В обоих случаях необходимо обоснование долговременных моделей спортивно ориентированного развития детей и подростков. Определено, что модель спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей является системообразующим объектом для региональных программ развития детского спорта и подготовки олимпийского резерва.

Заключение. Югорский колледж-интернат олимпийского резерва в аутентичных условиях ХМАО – Югры становится базовым учреждением инновационного типа по формированию региональной модели спортивно-образовательной среды выявления и сопровождения одаренных к спорту детей. Модель предполагает организационное и функциональное взаимодействие учреждений спортивной направленности на региональном и муниципальном уровнях. Государственно-общественные формы регулирования сферы детского спорта, сложившиеся в России, позволяют осуществлять такие виды интеграционного взаимодействия в идентификации спортивных талантов, как координационное регулирование, функциональное взаимодействие, спортивное консультирование, создание индивидуализированных программ развития и программ развития по видам спорта.

Список литературы:
  • Барбашов, С. В. Современные модели и технологии спортивно-ориентированного образования детей школьного возраста : монография / С. В. Барбашов. – Ханты-Мансийск : ООО «Югорский формат», 2023. – 112 с.
  • Быков, В. А. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте : учебно-методическое пособие / В. А. Быков, В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, А. А. Солонкин. – М. : Олимпия Пресс, – 2007. – 155 с.
  • Груздев, М. В. Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов / М. В. Груздев // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 38-43.
  • Калинин, А. В. Модель центра медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей и подростков / А. В. Калинин, Д. Ю. Бутко, Л. А. Даниленко, М. В. Артамонова, В. С. Терехин // Педиатр. – 2018. – Т. 9. – № 3. – С. 81-84. doi: 10.17816/PED9381-84
  • Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта. Монография / И. В. Манжелей, В. Н. Потапов. – Москва : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2010. – 192 с.
  • Мягких, А. А. Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России / А. А. Мягких // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. – № 75. – С. 227-248.
  • Иссурин, В. Б. Спортивный талант: прогноз и реализация : Монография / Б. В. Иссурин. – М. : Спорт, 2017. – 220 с.
  • Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика / Л. П. Сергиенко. М. : 2013. – 1048 с.
  • Фонарев, Д. В. Моделирование муниципальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания школьников. Монография / Д. В Фонарев. – Чайковский : Чайковский государственный институт физической культуры. – 2009. – 352 с.
  • Baker, J. Talent Research in Sport 1990–2018: A Scoping Review. / J. Baker, S. Wilson, K. Johnston, N. Dehghansai, A.Koenigsberg, N. Wattie // Front. Psychol. – 2020. – 11:607710. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607710
  • Collins, D. ‘Scienciness’ and the allure of secondhand strategy in talent identification and development / D. Collin, R Bailey // International Journal of Sport Policy and Politics. –2013. – Vol. 5, – No. 2. – 183-191. DOI: 10.1080/19406940.2012.656682.
  • Gallant, F. Empirical Support for the Tenets of Sport Participation and Physical Activity-Based Models: A Scoping Review / F. Gallant, M Bélanger // Front. Sports Act. Living. – 2021. – 3:741495.doi: 10.3389/fspor.2021.741495
  • Hulteen, R. M. Development of Foundational Movement Skills: A Conceptual Model for Physical Activity Across the Lifespan/ P. J. Morgan, L. M. Barnett, D. F. Stodden, D. R. Lubans // Sports Medicine. 2018. Vol. 48. P. 1533-1540. 
  • Javet, P. M. Les jeunes talents du football: sélections entre âgesbiologique et chronologique / P. M Javet., J. Fuchslocher, M.Romann // Réflexions Sport. – 2020. – № 26. – P. 19-33.
  • Platonov, V. Theoretical and methodological background for sports selection and orientation in modern elite sports./ V. Platonov // Science in Olympic Sport. – 2018. – 3:24-51. DOI:10.32652/olympic2018.3_3
  • Krasilshchikov, O.Talent identification and development: reassessing the principle model /O Krasilshchikov // Acta Facultatis Educationis Physicae Universitatis Comenianae LIII/I, 2013. – Comenius University in Bratislava, Faculty of Physical Education and Sports. P. 25-32.
  • Rongen, F. Are youth sport talent identification and development systems necessary and healthy? / F. Rongen, J. McKenna , S. Cobley, K. Till // Sports Medicine - Open (2018) 4:18.doi.org/10.1186/s40798-018-0135-2
  • Ropret, R. Long-Term Athlete Development, From Theoretical And Practical Model To Cognitive Problem / R. Ropret, B., Jevtić, Physical Culture. –2019. – 73 (2): 190-205.