Навигация

Статья

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (0.67 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Мандриков Виктор Борисович
Максимова Светлана Юрьевна
Аннотация:

Цель исследования – определить эффективность разработанного алгоритма обучения двигательным действиям детей с особенностями интеллектуального развития в практике адаптивного физического воспитания.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна, разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Научная работа осуществлялась на основе методов моделирования, логической интерпретации, экспертной оценки качества движения по пятибалльной шкале, педагогического эксперимента, математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный алгоритм обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития представлен тремя этапами, каждый из которых имеет описание по используемым методам показа, рассказа, пассивно-активного выполнения, количеству повторений, дополнительным приемам стимулирования активности детей. Его использование обусловливает высокие темпы формирования двигательных действий у испытуемых. При обучении простым локомоциям статистически достоверное превосходство ЭГ над КГ наблюдается на всех этапах формирования двигательного действия (˂0,05) (2,8 балла против 1,2 балла на первом этапе; 3,5 балла против 2,1 балла; 4,1 балла против 3,1 балла). При обучении сложным двигательным действиям статистически достоверное превосходство наблюдается на всех этапах формирования двигательного действия (˂0,05) (2,3 балла против 0,9 балла на первом этапе; 3,3 балла против 1,3 балла; 3,8 балла против 1,3 балла).

Заключение. Процесс обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития должен иметь свои специфические характеристики. К ним относятся: увеличенные интервалы этапов обучения, присутствие в каждом из них пассивно-активного способа воспроизведения, публичной похвалы результатов выполнения, увеличенное количество повторения заданий. 

Список литературы:
  • Бегидова, Т. П. Совершенствование структуры управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья : Монография / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов, И. Е. Попова [и др.]. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 202 с. 
  • Евсеев, С. П. Научная и научно-педагогическая школа адаптивной физической культуры в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург / С. П. Евсеев // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27 мая 2016 года / Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2016. – С. 14-20. 
  • Евсеев, С. П. Научно-педагогическая школа «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры»: результаты работы и перспективы развития / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, А. А. Шелехов [и др.] // Научно-педагогические школы Университета. – 2022. – № 7. – С. 97-113. 
  • Куварзина, Д. А. Адаптация и дезадаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Д. А. Куварзина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 года. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 84-89. 
  • Неретина, Т. Г. Обучение и воспитание умственно отсталых детей : Электронное издание / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. – 114 с. – EDN ZESDNB.
  • Прокопьева, А. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с умственной отсталостью / А. Н. Прокопьева, В. А. Ткаличева // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1734-1739. 
  • Токарская, Л. В. Теория и методика физического воспитания детей и подростков с умственной отсталостью : учебное пособие / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 100 с. – (Профессиональное образование).
  • Шахова, И. В. Инклюзивное образование детей с умственной отсталостью / И. В. Шахова, Е. А. Иванова, Е. С. Котенева, Ю. А. Щербакова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2019. – № 3. – С. 70-95. 
  • Широких, Н. И. Обучение детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы / Н. И. Широких, И. Н. Гутара, С. Ю. Степкина // Вестник научных конференций. – 2021. – № 11-2(75). – С. 137-138. 
  • Camden C. Diversity of practices in telerehabilitation for children with disabilities and effective intervention characteristics: results from a systematic review / C. Camden, G. Pratte, F. Fallon, M. Couture, J. Berbari, M. Tousignant // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42. № 24. P. 3424-3436. 
  • Estimating the spontaneous loss of Down syndrome fetuses between the times of chorionic villus sampling, amniocentesis and livebirth / I.C. Bray, D.E. Wright // Prenat. Diagn. – 2015. – Vol. 18. – P. 1045-1054.
  • Luitwieler N. Variables related to the quality of life of families that have a child with severe to profound intellectual disabilities: A systematic review / N. Luitwieler, J. Luijkx, M. Salavati, C.P. Van der Schans, A.J. Van der Putten, A. Waninge // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 7. Article ID e07372. 11 p.
  • Novak I. Effectiveness of paediatric occupational therapy for children with disabilities: A systematic review / I. Novak, I. Honan // Australian Occupational Therapy Journal. 2019. Vol. 66. № 3. P. 258-273.
  • Occurrence of Hypothyroidism, Diabetes Mellitus, and Celiac Disease in Emirati Children with Down's Syndrome / Y. Abdulrazzaq, T.I. ElAzzabi, S.M. Al Hamad et al. // Oman Med J. – 2018. – Vol. 33. – P. 387-392.
  • Rensfeldt A. Examining perceptions of a communication course for parents of children with profound intellectual and multiple disabilities / A. Rensfeldt, J. Johnels, M. Broberg, G. Thunberg // International Journal of Developmental Disabilities. 2022. Vol. 68. № 2. P. 156-167.
  • Waters C.L., Friesen A. Parent Experiences of Raising a Young Child with Multiple Disabilities: The Transition to Preschool / C.L. Waters, A. Friesen // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2019. Vol. 44. № 1. P. 20-36.