Статья
Цель исследования – на основе изучения активности учителей современной школы в вопросах укрепления здоровья разработать содержание программы формирования профессионального здоровья, используя потенциал физической активности.
Методы и организация исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетный опрос, методы математической статистики. К исследованию были привлечены 126 учителей общеобразовательных школ городов Республики Татарстан.
Результаты исследования и их обсуждение. Анкетный опрос учителей современной школы позволил выявить, что лишь 25,4% респондентов систематически занимаются физической культурой. Пассивность в этом вопросе объясняют недостаточностью свободного времени и большой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг.
Анкетный опрос учителей современной школы позволил выявить их низкую самооценку здоровья; в структуре заболеваемости педагогов преобладают болезни сердечно-сосудистой системы; 53,17% респондентов имеют хронические заболевания; состоят на диспансерном учете 22,2% учителей; 40.4% респондентов имеют лишний вес.
Учителя пассивно относятся к занятиям физической активностью, объясняя это высокой загруженностью на работе и дома, дороговизной физкультурно-оздоровительных услуг.
Для обеспечения физического и психического благополучия почти половина респондентов систематически используют сауну и баню; при этом респонденты практически не используют санаторно-курортное лечение в период отпуска, СПА-процедуры, массаж, психорегулирующие и дыхательные упражнения, оздоровительные диеты. Результаты анкетного опроса свидетельствуют об отсутствии у многих учителей социально-психологической установки на использование физической активности для формирования собственного здоровья и в целом о низкой престижности здоровья, недостаточном осознании его ценности.
Заключение. На основе анализа научно-методической литературы и педагогической практики, изучения результатов анкетного опроса учителей современной школы нами разработана комплексная программа «Здоровый учитель», направленная на формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью обучающихся, повышение их физической активности как инструмента укрепления здоровья, состоящая из диагностического, практического, информационного и рекреативного блоков, которая в настоящее время проходит апробацию.
- Бабанов, С. А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Главврач. – 2011 – № 9.– С. 50-57.
- Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. – С.27-31
- Бардахчьян, А. В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. мед. наук / А. В. Бардахчьян – 2007.
- Белоусова Н. А. Здоровье учителей общеобразовательных организаций как социальная проблема качества современного школьного образования / Н. А. Белоусова, В. П. Мальцев // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 423-423.
- Будаев, С. Д. К проблеме сохранения и укрепления здоровья населения / С. Д. Будаев // Вестник БГУ. – 2009. – № 12. – C. 32-36.
- Гончарова, Н. В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Гончарова : 13.00.08 – 2005. – 20 с.
- Жуков, О. Ф. Профессиональное здоровье учителя / О. Ф. Жуков, Н. С. Россошанская // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. – Т. 73. – № 3. – С. 75-78.
- Илькаева, Е. Н. Состояние здоровья учителей по результатам самооценки и дополнительной диспансеризации / Е. Н. Илькаева и др. // Здоровье населения и среда обитания. – 2009. – № 1. – С. 25-28.
- Куцеева, Е. Л. Культура здоровья учителя инклюзивной школы / Е. Л. Куцеева //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 5-3. – С. 91-95.
- Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. – М. : Академия, 2005.
- Печеркина, А. А. Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура / А. А. Печеркина // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5. – С. 13-17.
- Хрущева, Р. Ш. Возрастные особенности морфофункционального статуса и физической подготовленности женщин второго зрелого возраста / Р. Ш. Хрущева, Ф. Р. Зотова, Ф. А. Мавлиев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 33-41. DOI: 10.36028/2308-8826- 2021-9-3-33-41
- Цибульникова, В. Е. Здоровье учителя как стратегическая ценность в ценностно-ориентированном управлении общеобразовательной организацией / В. Е. Цибульникова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 39-42.
- Цибульникова, В. Е. Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации / В. Е. Цибульникова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2-1 (115). – С. 37-41.
- Benevene P., Ittan M. M., Cortini M. Self-esteem and happiness as predictors of school teachers’ health: the mediating role of job satisfaction //Frontiers in psychology. – 2018. – Т. 9. – С. 933.
- Benevene P. et al. Effect of teachers’ happiness on teachers’ health. The mediating role of happiness at work // Frontiers in psychology. – 2019. – Т. 10. – С. 2449.
- Capone V., Petrillo G. Mental health in teachers: Relationships with job satisfaction, efficacy beliefs, burnout and depression //Current Psychology. – 2020. – Т. 39. – С. 1757-1766.
- Maksymchuk B. et al. Developing healthcare competency in future teachers // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. – 2020. – Т. 12. – № 3. – С. 24-43.