Статья
Цель исследования – определить влияние применения элементов сенсорной интеграции в коррекционном процессе детей с синдромом дефицита внимания.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), которые были разделены на контрольную и основную группы. В процессе эксперимента проводилась оценка влияния программы коррекционных занятий на показатели статической и динамической координации, дифференцированности движений пальцев рук, зрительно-моторную координацию, а также на когнитивные процессы, такие как концентрация внимания и объем кратковременной памяти.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного педагогического эксперимента были выявлены достоверные положительные изменения по показателям, оценивающим психомоторные и когнитивные процессы. Так, показатели статической координации у детей основной группы (до – 38,1±2,9 сек., после – 53,2±3,1 сек.) достоверно лучше контрольной (до – 37,5±3,4 сек., после – 45,1±2,9 сек.) на 17,9%, показатели динамической координации в основной группе (до – 18,9±2,1 сек., после – 13,5±2,8 сек.) достоверно лучше таковых в контрольной (до – 19,5±2,7 сек., после – 16,5±2,9 сек.) на 22,2%, показатели дифференцированности движений пальцев рук у детей основной группы (до – 2,9±1,8, после – 4,9±2,4 баллов) достоверно лучше, чем в контрольной (до – 2,8±1,9, после – 3,5±1,4 баллов) на 8,1%; когнитивные процессы: концентрации внимания у детей основной группы (до – 3,7±2,1 мин., после – 1,7±1,9 мин.) достоверно лучше, чем у детей контрольной (до – 3,5±1,4 мин., после – 3,1±2,4 мин.) на 45,1 %, объем кратковременной памяти в основной группе (до – 4,7±1,8, после – 6,9±1,1 кол-во слов) достоверно лучше такового в контрольной (до – 4,75±0,8, после – 6,1±0,9 кол-во слов) на 13,1%.
Заключение. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что применение в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания элементов сенсорной интеграции оказывает положительное влияние на их психомоторные качества и когнитивные процессы.
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. пер. с англ. Юлии Даре / Э. Дж. Айрес. – М. : Теревинф, 2018. – 272 с.
- Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. – М. : Академия, 2009. – 268 с.
- Касмакова, Л. Е. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Касмакова, А. В. Березина, В. Н. Колясова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 128-135.
- Касмакова, Т. А. Применение сенсорно-динамического зала «Дом совы» в развитии психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра / Т. А. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 137-146.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Питер, 2023. – 381 с.
- Мачинская, Р. И. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Вестник Поморского университета. – 2017. №2(8). – С. 101-121.
- Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. – М. : Питер, 2018. – 288 с.
- Миненкова, И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и/или множественными нарушениями психофизического развития / И. Н. Миненкова. Минск : 2017. – 180 с.
- Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под общ. ред. Ж. М. Глозман. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2016. – 334 с.
- Швец, Р. Р. Особенности коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. Р. Швец, Н. Ю. Токмакова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2023. – № 1. – С. 55-61.
- Swanson, JM, Kinsbourne, M, Nigg, J, Lanphear B, Stefanatos GA, Volkow N, Taylor E, Casey BJ, Castellanos FX, Wadhwa PD. Etiologic subtypes of attention-deficit/hyperactivity disorder: brain imaging, molecular genetic and environmental factors and the dopamine hypothesis. Neuropsychol Rev. 2. – 2007. – 17(1). – Р. 39-59.
- Kinsbourne, M. Genetic and biochemistry in attention deficit disorder / M. Kinsbourne, C. K. Deutsch // Developmental psychopathology, ed. by M. Lewis, S. Miller. – N.Y. : Plenum Press, 1990. – P. 93-107.
- Marzocchi, G. M. What are the causes of the attention deficits observed in children with dyslexia / G. M. Marzocchi, S. Ornaghi, S. Barboglio // Child neuropsychology. – 2009. – № 15. – Р. 567-581.
- Shalev, L. Computerized Progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD / L. Shalev, Ye. Tsal, C. Mevorach // Child Neuropsychology. – 2007. – № 13(4). – Р. 382-388.
- Weinstein, C. S. Description of mothers with ADHD with children with ADHD / C. S. Weinstein, R. J. Apfel, S. R. Weinstein // Psychiatry. – 1998. – 61(1).