Навигация

Статья

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА) (0.24 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Самсонов Иван Иванович
Лурье Герман Владиславович
Сусикова Татьяна Степановна
Аннотация:

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию порядка комплектования групп спортивной подготовки, приходящихся на одного тренера-преподавателя, в условиях гармонизации законодательства.

Методы и организация исследования. Результаты исследования получены на основе использования общелогических (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия) и общенаучных методов исследования (опрос, описание, исторический метод в экономике), а также контент-анализа нормативно-правовых актов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых актов об организации спортивной подготовки (на примере вида спорта «баскетбол») начиная с 1977 г. позволил определить несогласованность значений наполняемости групп на этапах спортивной подготовки. При сопоставлении значения наполняемости групп с эмпирическими результатами из различных областей деятельности эффективного обучения возникает сомнение в эффективности регулирования спортивной подготовки. Причины рассогласованности видятся в установлении численности групп по этапам (годам этапов) спортивной подготовки без учета факторов внешней и внутренней среды, ориентируясь на стоимость услуги на одного занимающегося. Поэтому пробельность в регулировании комплектования групп в совокупности с инерционностью мышления администраторов и контрольно-надзорных органов вынуждает правоприменителей слепо следовать установленным предписаниям федеральных стандартов спортивной подготовки о численности групп в биосоциальных системах управления. Это дестабилизирует учебно-тренировочный процесс, снижая качество подготовки спортивного резерва.

Заключение. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является признание автономности организаций в подготовке спортивного резерва, выражающейся в самостоятельном комплектовании групп спортивной подготовки в пределах имеющегося объема финансовых средств организации на реализацию спортивной подготовки, учитывая как возрастные особенности занимающихся, так и технику безопасности.
Значения наполняемости групп по этапам или годам этапов спортивной подготовки, приходящиеся на одного тренера-преподавателя, используются как расчетные нормы при определении нормативных затрат на финансовое обеспечение спортивной подготовки.

Список литературы:
  • Егоренко, Л. А. Вопросы комплектования групп в гребном спорте в зависимости от освоения спортсменами навыка плавания / Л. А. Егоренко, О. В. Новосельцев // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 80-83.
  • Маршев, В. И. Спортивный менеджмент: подготовка кадров и научные публикации (обзор зарубежных материалов) / В. И. Маршев, М. С. Папета // Сборник научных статей ЦСМ ЭФ МГУ. Выпуск 1 / Под ред. В. И. Маршева. – М. : Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. – 2017. – С. 9-29.
  • Николаев, А. Н. Успешность деятельности тренера / А. Н. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 12. – С. 29-33.
  • О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта: приказ Госкомспорта СССР по ФКиС от 09.04.1987 № 228 // URL: https://base.garant.ru/77306042/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: приказ Минспорта России от 24.10.2012 № 325 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70147632/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О методических рекомендациях: письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.09.2006 № 06-1479 // URL: https://base.garant.ru/190473/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О методических рекомендациях: письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 // URL: https://base.garant.ru/190692/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 (ред. от 27.10.2014) // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163453/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О порядке комплектования (формирования) групп обучения (спортивной подготовки) / Н. В. Губарева, М. М. Иванова, И. И. Самсонов, Г. А. Тарасевич // Спортивное право в России и мире: актуальные вопросы : Материалы круглого стола с международным участием, Барнаул, 23.03.2022 г. / Отв. редактор А. А. Коренная. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2022. – С. 99-113. – EDN PBMTFF.
  • О сборнике нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РФ: письмо ГКФТ РФ от 25.01.1995 № 96-ИТ, Минобразования России от 01.02.1995 № 03-М // URL: https://docs.cntd.ru/document/9025192 (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений и организаций физической культуры и спорта: постановление Госкомспорта СССР от 20.05.1991 № 6/4а-13 // URL: https://docs.cntd.ru/document/902055261 (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки: приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 // URL: https://base.garant.ru/405165197/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении Положения о детско-юношеской спортивной школе и Положения о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом во внеучебное время» (Протокол № 10): постановление Госкомспорта СССР от 03.10.1977 // URL: https://e-ecolog.ru/docs/nNG_r99wwQs5Z6f5tK3OY (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 // URL: https://base.garant.ru/5293654/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Минспорта России от 10.04.2013 № 114 // URL: https://base.garant.ru/70397760/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Министерства спорта РФ от 16.11.2022 № 1006 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405876541/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»: приказ Минспорта России от 24.01.2022 № 40 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403514612/ (дата обращения:20.05.2023 г.)
  • Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 19-изд., испр. – М. : Рус.яз., 1987. – 750 с.
  • Самсонов, И. И. О комплектовании (формировании) групп спортивной подготовки / И. И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. – 2019. – № 4. – С. 33-37.
  • Сапожникова, К. А. Тренерский труд и методика оценки его эффективности / К. А. Сапожникова // Дискуссия. – 2016. – № 3 (66). – С. 51-57.
  • Собянин, Ф. И. Оценка деятельности тренера по спортивной борьбе / Ф. И. Собянин, Ш. А. Макашев, П. П. Кондратенко // Теория и практика физ. культуры. – 2022. – № 6. – С. 94-96.
  • Степанова, О. Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О. Н. Степанова, А. С. Махов, Е. Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66-68.
  • Alyson, J.C. Group norms in youth sport / J.C. Alyson, A. Benson // The Power of Groups in Youth Sport – 2020. – pp. 17-31. DOI: 10.1016/B978-0-12-816336-8.00002-0.
  • Morgan, P.B.C. Defining and characterizing team resilience in elite sport / P.B.C. Morgan, D. Fletcher, M. Sarkar // Psychology of Sport and Exercise. – 2013. – vol. 14 (4). – pp. 549-559 DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.01.004.
  • Viter, I. (2023). The Team Size Sweet Spot: Balancing Efficiency & Collaboration / I Viter // URL: https://www.runn.io/blog/what-is-the-ideal-team-size/ (дата обращения: 28.08.2023 г.)
  • Wegner, M. Applying Group Dynamics to Enhance Sport Teams / M. Wegner, M. Evans // Sport and Exercise Psychology. – 2023. – pp. 531-547. DOI: 10.1007/978-3-031-03921-8_22.
  • Widmeyer, W. (1990). The Effects of Group Size in Sport / W. Widmeyer, L. Brawley, A. Carron // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 1990. – vol. 12 (2). – pp. 170-177. DOI:10.1123/JSEP.12.2.177.