Навигация

Статья

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДОМИНАНТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИСХОДЯ ИЗ УЧЕНИЯ АКАДЕМИКА А.А. УХТОМСКОГО (0.27 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Ананьев Владимир Николаевич
Хромина Светлана Ивановна
Семизоров Евгений Алексеевич
Аннотация:

Цель исследования – определить выработку доминанты увеличения силы у обучающихся после внушения силы, исходя из учения о доминанте академика А.А. Ухтомского. Целью исследования является изучение механизмов формирования и работы доминанты увеличения физической силы у студентов за счет усиления тонуса доминанты. 

Методы и организация исследования. Исследование проведено на 108 обучающихся (девушек) первого и второго курса обучения аграрного университета Северного Зауралья. Исследование заключалось в регистрации результатов трехкратной пробы с физической нагрузкой в виде отжиманий. Отжимания проводились от пола в исходном положении упор лежа. Первая проба проводилась в произвольной форме, без внушения, с регистрацией результата. Вторая проба была проведена с двухминутным внушением максимального увеличения физической силы после 10-минутного отдыха. У обучающихся вырабатывали доминанту силы методом внушения целенаправленной концентрации внимания на физическое усилие к достижению максимального увеличения количества отжиманий от пола. Третья проба проводилась после 20-минутного отдыха с двухминутным внушением расслабления и посылом к уменьшению физической силы. 

Результаты исследования и их обсуждение. После внушения силы во второй пробе с физической нагрузкой количество отжиманий увеличилось на 29% по сравнению с результатами первой (контрольной) пробы, проводимой без внушения. После проведения внушения на расслабление мышц с формированием доминанты ослабления силы в третьей пробе количество отжиманий уменьшилось на 20% по сравнению с контрольным результатом первой пробы. 

Заключение. Полученные результаты с физической нагрузкой в виде отжиманий от пола после внушения на формирование доминанты силы позволили разработать метод образования мышечной доминанты и впервые дать количественную оценку свойствам этой доминанты.

Список литературы:
  • Белозерова, Л. А. Мотивация достижения и преодоление стрессовых ситуаций студентами-спортсменами / Л. А. Белозерова, Е. А. Брагина, И. А. Николаева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 3. – С. 33-35.
  • Евсеев, С. П. Теоретические основы классификации дисциплин адаптивного спорта по интенсивности физических нагрузок / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, А. А. Шелехов, И. Г. Ненахов // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 50-52.
  • Китаев-Смык, Л. А. Сознание и стресс: Творчество. Совладение. Выгорание. Невроз / Л. А. Китаев-Смык – М. : Смысл, 2015. – С. 62-64.
  • Котельникова, А. Н. Доминанта Ухтомского как подход к изучению процесса восприятия текста / А. Н. Котельникова // Сборник научных трудов по материалам XV Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. – С. 8-13.
  • Ляпунцова, Е. В. Оптимизация учебно-методического сопровождения реализации образовательных программ как условие повышения качества высшего образования / Е. В. Ляпунцова, Ю. М. Белозерова, И. И. Дроздова // монография / кол. авторов. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – С. 128.
  • Ляпунцова, Е. В. Введение в профессию «Преподаватель вуза». Профессиональная среда высшей школы / Е. В. Ляпунцова, Ю. М. Белозерова // учебник / кол. авторов. – Москва : КНОРУС, 2021. – С. 198.
  • Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. – М. : Наука. – 1973. – С. 661.
  • Ухтомский, А. Доминанта / А. Ухтомский // Серия «Психология». – СПб. : Питер, 2019. – С. 35.
  • Ухтомский, А. А. Доминанта: физиология поведения / А. А. Ухтомский // Серия: Медицинский бестселлер. – 2020. – М. : АСТ. – С. 320. 
  • Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский // Серия: Психология. СПб. : Питер. – 2020. – С. 512.
  • Babenko, O In sport and now in medical school: examining motivation and well-being of high-achieving students /О.Babenko, A. Mosewich // Int J Med Educ. – 2017. – doi: 10.5116/ijme.59b7.8023. – Р. 336-342.
  • Pierce, S. Definition and Model of Life Skills Transfer / D. Gould, М. Camiré // Int. Rev. Sport Exerc. Psychol 10. – 2017. – Р. 186-211. 
  • Sugiyama, Y. Sport and Life Skills / Y. Sugiyama // In Sport Psychology: Overview and Perspective; Japanese Society of Sport Psychology, Ed. // TAISHUKAN Publishing Co., Ltd.: Tokyo, Japan. – 2004. – Р. 69-78.
  • Yabunaka, Y. The Features and Factors of Generalization of Psychosocial Skills Used in Competitive Sports for Collegiate Athletes / R. Kametani Y. Yamada, H. Tsuchiya, J. Jpn. // Phys. Educ. Health Sport Sci.67. –2022. – Р. 419-435.