Навигация

Статья

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ (0.28 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Макеева Вера Степановна
Шайкина Оксана Евгеньевна
Аннотация:

Цель: поиск информативных показателей, отражающих перцептивно-сенсорные и психические процессы, и оценка возможности их влияния на эффективность соревновательной деятельности баскетболисток 14-15 лет. 

Методы исследования. В работе использовались анализ научно-педагогической литературы, тестирование, анализ и статистическая обработка полученных результатов. 

На исходном этапе разработана батарея тестов, которая была опробована в работе с баскетболистками 14-15 лет из разных команд, тренирующихся под руководством разных тренеров, но при похожих результатах соревновательной эффективности: обе команды попали от своего региона в финал Всероссийских соревнований среди баскетболистов данного возраста. Игроки команды г. Воронеж (11 игроков) и г. Тулы (16 игроков) были подвергнуты тестированию для сравнительной оценки перцептивно-сенсорных и психических процессов. 

Результаты исследования. Анализ результатов тестирования позволил выявить особенности их проявления у баскетболисток 14-15 лет разных команд. Установлено сходство проявления процессов у игроков исследуемых команд и каналов восприятия информации, которое подтверждается отсутствием достоверных различий в результатах оценки показателей на уровне значимости при p≥0,05. 

Основными различиями у игроков исследуемых команд является наличие более высокой степени однородности показателей перцептивно-сенсорных и психических процессов у команды г. Тулы и разнообразное восприятие поступающей информации, что находит подтверждение в высоком разбросе показателей коэффициента вариации по сравнению с данными игроков команды г. Воронежа. Кроме того, наблюдаются достоверные различия между командами в тактильной чувствительности в показателе ошибки (при p≥0,05).

Заключение. Отсутствие достоверных различий при оценке большинства сенсорно-перцептивных и психических процессов у баскетболисток 14-15 лет на исходном этапе эксперимента позволяет использовать разработанную батарею тестов в дальнейшей работе с командами для оценки их вклада в эффективность соревновательной деятельности.

Список литературы:
  • Булгакова, О.С. Активный метод визуализации и структурирования информации в педагогике высшей школы как элемент психофизиологической защиты / О.С. Булгакова, С.А. Буркова // Современные наукоемкие технологии № 1, 2016. С. 69-73
  • Зенкина, В. Г. Репрезентативные системы студентов-медиков и успешность обучения в вузе / В.Г. Зенкина, В.А. Сахоненко, Б.Г. Артюшенко, О.А. Солодкова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 111-114; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35503 (дата обращения: 15.02.2021).
  • Каминский, И. В. Традиционные теории и современные взгляды на природу мысленного образа движения: применение в спортивной практике / И. В. Каминский, А. Н. Веракса // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 16-25.
  • Козин В.В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. № 2 (Том 3), 2014 г. / www.scienceandsport.ru. – С. 74-83.
  • Макеева, В.С. Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду / В.С. Макеева, С.В. Чернов, С.О. Лаптев // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 1. С. 25-29.
  • Пашков, И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. №1.2008. С. 38-44.
  • Aglioti S.M., Cesari P., Romani, M., & Urgesi, C. (2008) Action anticipation and motor resonance in elite basketball players [Nature Neuroscience], V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182. V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182.
  • Ashton-Miller Ja.A., Wojtys E.M., Huston L.J., Fry-Welch D. Can proprioception really be improved by exercises? Knee Surgery, Sports Traumatology, Arthroscopy. 2001. Т. 9. № 3. С. 128-136.
  • Cook A.J., Moore K., Steel G.D. Taking a position: a reinterpretation of the theory of planned behaviour // Journal for the Theory of Social Behaviour. – 2005. Vol.35. P. 143-154.
  • Gatti, R., Tettamanti, A., Gough, P.M., Riboldi, E., Marinoni, L., & Buccino, G. (2013) Action observation versus motor imagery in learning a complex motor task: A short review of literature and a kinematics study. [Neuroscience Letters], 540, 37-42.
  • Sheet-Johnstone M. Kinetic tactile-kinesthetic bodies: ontogenetical foundations of apprenticeship learning. Human Studies. 2000. Т. 23. № 4. С. 343-370.
  • Relationship between general and specific coordination in 8- to 17-year-old male basketball players / Jesús Vera , Raimundo Jiménez , David Cárdenas, Beatriz Redondo, José Antonio García // Journal of Sport and Health Science – https://www.researchgate.net/publication/261101217_Relationship_between….