Навигация
Авторы:
Зотова Фируза Рахматулловна
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма
Образовательная организация: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Михайлова Тамара Викторовна
доктор технических наук, профессор
Образовательная организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия
Губа Владимир Петрович
доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Образовательная организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия
Есипович Лев
доктор философских наук; доцент
Образовательная организация: Йенский университет им. Фридриха Шиллера, Йена, Германия
Скрипко Анатолий Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор
Образовательная организация: Академия им. С. Воцеховского, Калиш, Польша
Ле Панс Бенедикт
директор
Образовательная организация: Академия Ле Панс, Париж, Франция
Морар Цезарь
Ph.D., доцент кафедры географии, туризма и территориального планирования
Образовательная организация: Университет Орадя, Орадя, Румыния
Сзабо-Алекси Пауль
Ph.D., доцент кафедры физического воспитания, спорта и физической терапии, факультет географии, туризма и спорта
Образовательная организация: Университет Орадя, Орадя, Румыния
Водичар Янез
доцент, директор Института спорта
Образовательная организация: Университет Любляны, Любляна, Словения
Аннотация:

Цель исследования – на основании изучения научно-методической литературы, официальных документов и анкетного опроса специалистов выявить особенности организации повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза.

Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и официальных документов, регламентирующих вопросы повышения квалификации в различных странах; анкетный опрос сотрудников университетов (академий) спортивного направления стран Евросоюза. Анкета включала семь вопросов открытого типа, касающихся участия государства в организации повышения квалификации, форм и содержания курсов повышения квалификации; периодичности прохождения курсов повышения квалификации специалистами сферы физической культуры и спорта; организаций, реализующих курсы повышения квалификации, и организаций, выдающих лицензию и контролирующих эту деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным анкетного опроса сотрудников университетов стран Евросоюза установлено, что в большинстве случаев государство не обязывает специалистов спортивной отрасли проходить курсы повышения квалификации, но это является условием продления или подтверждения тренерской лицензии. Такие курсы в странах Евросоюза организуют университеты, правительственные организации, национальные спортивные федерации, коммерческие и некоммерческие структуры. В этих странах предпочитают очную форму обучения в виде курсов выходного дня объемом до 16 часов. В то же время имеют место более продолжительное повышение квалификации и переподготовка объемом до 250 часов и более. При этом отмечен рост популярности on-line обучения, что позволяет экономить время и финансы, при этом слушатель получает образование без отрыва от работы. Программы курсов повышения квалификации в разных странах Евросоюза универсальны. При этом содержание курсов для тренеров высокой квалификации определяют национальные спортивные федерации.

Заключение. В странах Евросоюза накоплен уникальный опыт организации повышения квалификации учителей физического воспитания, тренеров и спортивных менеджеров, использование которого может способствовать повышению эффективности данного процесса. 

Список литературы:
  • Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3-9 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp? id=25337243 (дата обращения 25.02.2021).
  • Катровский, А. П. Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве / А. П. Катровский, В. П. Губа // Мир психологии. – 2016. – № 1 (85). – С. 220-229.
  • Михайлова, Т. В. Интеграция современного спортивного образования в странах Европейского союза / Т. В. Михайлова, Е. А. Павлов, В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 12. – С. 95-98.
  • Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-20
  • Bloom, G.A., Bush, N., Schinke, R.J., & Salmela, J.H. (1998). The importance of mentoring in the development of coaches and athletes. International Journal of Sport Psychology, 29, 267-289.
  • Cushion C.J., Armour K.M,. Jones R.L. Coach Education and Continuing Professional Development: Experience and Learning to Coach/ QUEST, 2003, 55, 215-230.
  • Cushion, C.J. (2001). Coaching research and coach education: Do the sum of the parts equal the whole? SportaPolis (September). Retrieved from http://www.sportsmedia. org/Sportapolisnewsletter4.htm.
  • Fleurance, P., Cotteaux, V. (1999). Construction de l’expertise chez les entraîneurs sportifs d’athlètes de haut-niveau français [French expert coaches’ construction of expertise]. Avante, 5(2), 54-6.8
  • Gilbert, W., Côté, J., & Mallett, C. (2006). Developmental paths and activities of successful sport coaches. International Journal of Sports Science and Coaching, 1(1), 69-76.
  • Gilbert, W., Trudel, P. (2001). Learning to coach through experience: Reflection in model youth sport coaches. Journal of Teaching in Physical Education, 21, 16-34.
  • Herzig A., Lorini E., Pearce D. Social intelligence // AI & Society. 2017. Available from: https://doi.org/10.1007/s00146–017–0782–8 (date of access: 20.02.2021).
  • Irwin, G., Hanton, S., & Kerwin, D. (2004). Reflective practice and the origins of elite coaching knowledge. Reflective Practice, 5(3), 425-442.
  • Jacobs F., Knoppers A ., Diekstra R., Sklad M.. Developing a Coach Education Course: A Bottom-Up Approach //International Sport Coaching Journal, 2015, 2, 178-186.
  • Jones, R. L., Armour, K. M., & Potrac, P. (2004). Sports Coaching Cultures: From Practice to Theory. London: Routledge.
  • Lemyre F., Trudel P., Durand-Bush N.. How Youth-Sport Coaches Learn to Coach//The Sport Psychologist, 2007, 21, 191-209.
  • Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465. Available from: https://doi.org/10.1177/1080569912460400 (date of access: 24.02.2021).
  • Sisson L. G., Adams A. R. Essential hospitality management competencies: The importance of soft skills // Journal of Hospitality and Tourism Education. 2013. № 25 (3). P. 131-145. Available from: https://doi.org/10.1080/ 10963758.2013.826975 (date of access: 20.02.2021).
  • Trudel, P., & Gilbert, W. (2006). Coaching and coach education. In D. Kirk, M. O’Sullivan, & D. McDonald (Eds.), Handbook of physical education (pp. 531-554). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Wright, T., Trudel, P., & Culver, D. (2007). Learning how to coach: The different learning situations reported by youth ice hockey coaches. Physical Education and Sport Pedagogy, 12, 1-17.
  • Yashin А., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski Vjesnik. 2018. № 31 (2). С. 261–274. Available from: https://doaj.org/article/a2eef4f441094082be088f68f831f6b0 (дата обращения: 14.02.2021).
  • http://landesrecht.thueringen.de/jportal/?quelle=jlink&query=VVTH-22324…
  • http://www.cnfpa-sna.ro/catalog/STATUTUL%20ANTRENORULUI%202011.pdf
  • https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/arbeitsfelder/Ausbildung…
  • https://www.schulportal-thueringen.de/thillm