Навигация

Статья

О РИСКАХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (0.34 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Сысоев Александр Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент, депутат Законодательного собрания Воронежской области, ректор Воронежского государственного института физической культуры
Образовательная организация: Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж, Россия
Горелов Александр Александрович
доктор педагогических наук, профессор, член экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего образования и науки Российской Федерации
Образовательная организация: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Калининград, Россия
Румба Ольга Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации) Военного института физической культуры
Образовательная организация: Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация:

Цель исследования состоит в определении соответствия проекта Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ, представленного к обсуждению на заседании Комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Общественной палаты РФ 15 сентября 2020 года, основным положениям Федерального закона №172-ФЗ от 28.06.2017 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Методы и организация исследования. Данное исследование носит теоретический характер, в связи с чем в ходе его проведения (февраль-апрель 2021 года) использованы общелогические методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, систематизация.

Результаты исследования. Рассмотрены основные компоненты проекта Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ. Обобщены и тезисно изложены ключевые выводы по результатам анализа его содержания, проведённого группой учёных в серии публикаций [3, 4, 5]. Предложены собственные оценочные суждения в рамках дополнений к дискуссии, развернувшейся вокруг содержания документа. Проведено сопоставление его положений с принципами стратегического планирования, прописанными в 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Показано несоответствие ряда позиций документа требованиям федерального законодательства, что наиболее явно наблюдается в отношении принципа преемственности и непрерывности.

Заключение. Обсуждаемый проект Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ разработан с нарушениями принципов стратегического планирования согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он не вписан в существующую пирамиду нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование отрасли. В нём представлена искажённая картина реальности в отношении существующей модели функционирования детско-юношеского спорта в стране. Документ выстроен на фундаменте глубинного недопонимания сущности термина «педагог». Его ключевая идея о четырёх вертикалях развития детско-юношеского спорта («школьный спорт», «внешкольный спорт», «студенческий спорт», «минспортовский спорт») утопична для практической реализации на большей части территории страны. Используемый в тексте понятийный аппарат терминологически неоднозначен, размыт и весьма спорен. В целом обсуждаемый проект Концепции следует расценивать как нуждающийся в доработке и обсуждении в кругу профессионального сообщества – например, на Совете ректоров вузов физической культуры с привлечением ведущих теоретиков и практиков из разных регионов страны.

Список литературы:
  • Двейрина О.А. О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О.А. Двейрина, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2020. – №9( 187). – С. 77-84.
  • Общественная палата Российской Федерации. Научно-практическая конференция по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом, 15 сентября 2020 г. [Электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=UhMgvwlDPug (дата обращения: 03.04.2021)
  • Сейранов, С. Г. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / С. Г. Сейранов, Н. Ж. Булгакова, С. П. Евсеев, Т. Г. Фомиченко // Вестник спортивной науки». – 2020. – № 6. – С. 29-37.
  • Сейранов, С. Г. О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / С. Г. Сейранов, Н. Ж. Булгакова, С. П. Евсеев // Вестник спортивной науки. – 2021. – № 1. – С. 21-27.
  • Сейранов, С. Г. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации и Концепции развития детско-юношеского спорта / С. Г. Сейранов, С. П. Евсеев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – № 1 (Т.9). – С. 18-27.
  • Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 04.04.2021)
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 04.04.2021)