Навигация

Статья

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ХХ В. И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ ХХI В. (ОБЗОР) (0.66 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Лях Владимир Иосифович
1 - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник; 2 - заведующий кафедрой антропомоторики
Образовательная организация: 1 - Институт возрастной физиологии РАО, Москва Россия; 2- Академия физической культуры, Краков, Польша
Аннотация:

Цель: установление тенденций изменения психического развития и координационных способностей школьной молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях ХХI в. (обзор).

Методы и организация исследования: обзор и анализ научно-методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Во второй половине ХХ века установлено ускоренное психическое развитие детей и подростков. Это объясняется ростом объема знаний, улучшением методов преподавания, повышением влияния медийных средств информации. Показатели способности к восприятию, время простой реакции и антиципации в 2001 году были выше на 10% по сравнению с показателями сверстников 1987/88 годов. В последние годы улучшение этих психических процессов приостановилось.
Координационные способности улучшались в течение всего ХХ века вплоть до середины 90-х годов, особенно у детей с 7 до 13-14 лет. С 1975 по 1995 годы у подростков и юношей 15-19 лет в развитии координационных способностей имели место стагнация или даже ухудшение результатов на 5-15%. Как и в кондиционной области достижений, в координационной сфере за последние 30 лет ХХ столетия результаты девочек и девушек отчетливо приблизились к результатам ровесников мужского пола.

Заключение. Главным феноменом моторного развития признается переход секулярной акселерации, имевшей место до середины 80-х годов прошлого века, в секулярную стагнацию, регресс или ретардацию в конце ХХ века. Причинами этого феномена в области моторики считают: заметное снижение двигательной активности, увеличение «жирного питания», «технизацию мира», ограничение опыта овладения движениями класса «телесной ловкости» (в беге, прыжках, метаниях, подвижных играх, в гимнастике на снарядах и др.), «сидение» в доме», широкое бесконтрольное использование гаджетов и тому подобных средств коммуникации.
Следует изменить и модифицировать культуру, окружающую детей и подростков, в сторону изменения проведения ими свободного времени, игрового и двигательного опыта, опыта нахождения в медийном пространстве, сокращения интеллектуальной нагрузки в сторону физической.

Список литературы:
  • Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.
  • Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М. : ТВТ Дивизион, 2006. – 288 с.
  • Михута, И. Ю. Теоретические аспекты координационной тренировки в системе профессионально-прикладной физической подготовки. В: Координационная тренировка в системе профессионально-прикладной физической подготовки к военно-профессиональной деятельности : учеб. пособие для учащихся учреждения образования «Минское суворовское военное училище», курсантов учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» и военных факультетов учреждений образования Республики Беларусь / М. В. Пузиков и др. – Минск : ВА РБ, 2012. – С. 19-41.
  • Bös K., Mechling H. (2002). Dimensionen sportmotorischer Leistungen im Längsschnit. In: G.Ludwig, &B.Ludwig (Hrsg.) Koordinative Fähigkeiten – koordinative Kompetenz. – Kassel: Uni. – Bibliothek. – S. 50-58.
  • Crasselt W. (1998). Entwicklung der körperlich-sportlichen Leistungsfähigkeit von Kindern und Jugendlichen im Zeitraum 1981 bis 1991. In: J. Rostock & K. Zimmermann (Hrsg.). Theorie und Empirie sportmotorischer Fähigkeiten. – Chemnitz: TU-Druk. – S. 50-58.
  • Crasselt W. et. al. (1985). Zur körperlichen Entwicklung der Schuljugend in der DDR. – Leipzig: Johan-Ambrosius Barth. – S. 2-78.
  • Crasselt W. et. al. (1990). Physische Entwicklung der jungen Generation. – Berlin: Sportverlag. – 221 s.
  • Ferrari G.L. et. al. (2015). Changes in Physical fitness and nutritional status of schoolchildren in a period of 30 years (1980-2010) //Rev. Paul Pediatr. – 33 (4). – P. 415-422.
  • Hirtz P. (1985). Koordinative Fähigkeiten im Schulsport. – Berlin: Volk und Wissen Verl. – 152 S.
  • Hirtz P. (2007). Phänomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hofman-Verl., Schorndorf. – 270 S.
  • Issurin W.B., Lyakh W. I. (2019). Coordination Abilities of Athletes. –Michigan, USA: Ultimate Athlete Concepts. – 148 P.
  • Kruza M. (2004). Zur motorischen Leistungsfähigkeit Heranwachsender. Eine Querschnittstudie unter besonderer Berucksichtigung der koordinativen Fähigkeiten. –Dortmund: Universitat Verlg. – S. 14-56.
  • Ludwig G. (1989). Untersuchungen zu Auffalligkeiten in der kooordinativ-motorischen Entwicklung im Vorschulalter. Habilitationsschrift. –Berlin: Humboldt Uni. – 155 S.
  • Raczek J. (1995). The Tendencies of Change in Motor Fitness in the School Population of Upper Silesia. In: Sport kinetics 95. Hrsg. J. Chytrackova, M. Kohoutek. – Prag: Charles University. – P. 369-373.
  • Raczek J. (2002 ). Etwicklungsveranderungen der motorischen Leistungsfähigkeit der Schuljugend in drei Jahrzehnten (1965-1995) //Sportwissenschaft. – 32. – S. 201-213.
  • Raczek J. et. al. (2003). Kształtowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolności motorycznych. Podręcznik dla nauczycieli, trenerów i studentów. Wyd. drugie.-Katowice: AWF. – 237s.
  • Schwock K. (2004). Stand der motorischen Handlungskompetenz bei Vorschulkindern der Stadt Greifswald. In: Bewegung, Sport und Gesundheit im regionalen Bezug ( Hrsg. D.-C. Mahlilitz, L. Bomirska, M. Stepinski. – Hamburg: Czwalina. – S. 23-30.