Навигация

Статья

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Болдов Александр Сергеевич
Илькевич Константин Борисович
Карпов Владимир Юрьевич
Гусев Алексей Витальевич
Аннотация:

Цель исследования – выявление причин отсутствия мотивации к посещению академических занятий по физической культуре в рамках расписания у студентов, проходящих обучение по творческим специальностям и направлениям подготовки.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Гжельского государственного университета (ГГУ), в нем приняли участие студенты (N=49) специальностей «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество», «Дизайн». Проводилось анкетирование по 30 утверждениям (психологические, социальные и медико-биологические группы причин), ранжирование ответов проводилось по 5-балльной шкале степеней влияния: 1 – очень низкая степень; 2 – низкая степень; 3 – средняя степень; 4 – высокая степень; 5 – очень высокая степень.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования наибольшая степень влияния на отсутствие мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки выявлена в группе социальных причин, а именно: отсутствие приемлемых социальных условий сопровождения физкультурно-спортивной деятельности и недостаточный уровень профессионализма преподавателя по физической культуре. Меньшая степень влияния выявлена в группе психологических причин и заключается в содержательной части дидактической наполняемости занятий, не отвечающей интересам студентов, а также в их однообразности. Наименьшая степень влияния отмечена в группе медико-биологических причин, указано на отсутствие условий для гигиенических процедур после занятий.

Заключение. Студенты творческих специальностей и направлений подготовки могут не посещать занятия по физической культуре из-за несоответствия социальных условий для комфортного пребывания и реализации физкультурно-спортивной деятельности в ГГУ, что заставляет организаторов и участников образовательного процесса обратить внимание на улучшение спортивной базы и условий проведения занятий, обеспечение современным инвентарем, регулярное прохождение преподавателями курсов повышения квалификации для соответствия современным требованиям ФГОС и обязательный учет личных интересов и индивидуальных особенностей обучающихся.

Список литературы:
  1. Абдурахманова, А. А. Факторы, влияющие на качество физического воспитания студентов высших учебных заведений / А. А. Абдурахманова, В. С. Косимова // Проблемы науки. – 2019. – № 4(40). – С. 83-85.
  2. Гусев, А. В. Повышение эффективности формирования культуры здорового образа жизни студентов / А. В. Гусев, В. И. Шарагин // Известия тульского государственного университета. Педагогика. – 2017. – № 2 – С. 140-147.
  3. Илькевич, Б. В. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования / Б. В. Илькевич, К. Б. Илькевич // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – C. 8-18.
  4. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А. С. Болдов, А. В. Гусев, К. Б. Илькевич, В. И. Шарагин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 275-281.
  5. Карпов, В. Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В. Ю. Карпов, Ю. Н. Щедрин, В. А. Щеголев // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. – 2004. – № 12. – С. 215-218.
  6. Карпов, В. Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В. Ю. Карпов, В. А. Голов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2008. – № 3. – С. 9-11.
  7. Мухамедьяров, Н. Н. Проблема формирования физической культуры студентов высших учебных заведений / Н. Н. Мухамедьяров // Инновации в науке. – Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга» : Новосибирск, 2017. – С. 18-22.
  8. Сопов, В. Ф. Детерминанты демотивации в спортивной деятельности / В. Ф. Сопов, Б. Х. Мнацаканян // Спортивный психолог. – 2014. – № 1. – С. 14-18.
  9. Характеристика отрицательной мотивации к занятиям по физической культуре у студентов вузов неспортивного профиля / А. С. Махов, А. С. Болдов, Е. Э. Ивашкова, Е. Е. Колесникова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2016. – Т. 15, № 2 (135). – С. 170-178.
  10. Ntoumanis, N. Motivation in physical education classes: a self-determination theory perspective / N. Ntoumanis, M. Standage // Theory and research in education. – 2009. – vol.7(2). – P. 194-202.
  11.  Sierra-Díaz MJ, González-Víllora S, Pastor-Vicedo JC and López-Sánchez GF Can We Motivate Students to Practice Physical Activities and Sports Through Models-Based Practice? A Systematic Review and Meta-Analysis of Psychosocial Factors Related to Physical Education. Front. Psychol. – 2019. – 10:2115. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02115
  12. Harmandeep, S. Prevalence, patterns and associated factors of physical activity in Indian university students / S. Harmandeep, S. Sukhdev // European journal of physical education and sport science. – 2017. – vol.3(10). – P. 76-87.
  13. Abdullah, A.S. Factors related to non-participation in physical activity among the students in Hong Kong / A.S. Abdullah, C.M. Wong, H.K. Yam, R. Fielding // International journal of sport medicine. – 2005. – no. 26(7). – P. 611-615.
  14. Fontes A.C.D. Prevalence and factors related to low level physical activity among university students in a public university in the northeast region of Brazil / A.C.D. Fontes, R.P.T. Vianna // Revista Brasileira de Epidemiologia. – 2009. – no. 12(1). – P. 20-29.