Навигация

Статья

АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА КУЛЬТУРЫ (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Фомина Наталия Александровна
Чернявский Григорий Петрович
Мельникова Юлия Васильевна
Алёшина Ольга Викторовна
Аннотация:

Цель исследования – оценка уровня здоровья студентов 1-4-го курсов кафедры актерского искусства по методу Г. Апанасенко.

Состояние соматического здоровья определяет частоту заболеваемости, продуктивность работы студентов, а в будущем – возможность их профессиональной реализации. Контроль за состоянием обучающихся является важной составляющей системы физического воспитания, осуществляемого в театральных вузах в рамках дисциплин «Физическая культура» и «Сценическое движение».

Методы и организация исследования. Представлены результаты обследования (сентябрь 2020 года) студентов 17-21 года в количестве 43 человек (25 юношей и 18 девушек) с использованием экспресс-метода оценки состояния здоровья по Г. Апанасенко. Были проведены измерения основных жизненных показателей (длина и масса тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ, КД, время восстановления после нагрузки) и выведена общая оценка состояния здоровья каждого студента и его отдельных индексов (массового, жизненного, силового, Робинсона).

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что по показателю здоровья 53,5% студентов находятся в зоне среднего уровня. Однако только 51,2% показателей попадает в зону безопасных для здоровья значений, остальные 48,8% находятся ниже безопасной границы. Показатели большего количества девушек (61,1%) находятся в безопасной зоне, тогда как у юношей только 44% результатов находятся в этом сегменте. Наблюдается снижение показателей здоровья студентов к 4-му курсу, что является результатом снижения их физкультурно-спортивной активности в связи с отсутствием специальных дисциплин «Физическая культура» и «Сценическое движение».

Анализ расчетных индексов позволил определить проблемные компоненты общей оценки здоровья. Наименьшие показатели получены в силовом индексе, причем у девушек по уровню значений они выше, чем у юношей, как и показатели жизненного индекса.

Заключение. Выявленные факты позволяют определить вектор дальнейших исследований по совершенствованию образовательных программ по физической культуре и сценическому движению.

Список литературы:
  1. Архипов, А. Б. Физическая культура и здоровье студенческой молодежи / А. Б. Архипов, Т. Н. Архипова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 47-1. – С. 11-13.
  2. Арутюнян. Л. Г. Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи / Л. Г. Арутюнян, В. В. Кравцов // IX Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство» – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. – 2017. – С. 3454-3458.
  3. Бабушкина. О. Ф. Мониторинг исследования соматического здоровья студентов специальности актерское искусство / О. Ф. Бабушкина, Л. В. Котов // Современные проблемы курортной реабилитации и двигательной рекреации : сборник научных трудов по материалам Крымской региональной научно-практической конференции, посвященной 15-летию образования кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий Таврической академии. – Симферополь : ИП Бровко. – 2016. – С. 8-14.
  4. Гончарова, И. Г. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья студенческой молодежи / И. Г. Гончарова, М. А. Артамонов, Е. Е. Яськова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 частях – Тюмень : ООО "Вектор Бук". – 2019. – С. 73-75.
  5. Кизько. А. П. Состояние здоровья и физической подготовленности современной студенческой молодежи / А. П. Кизько, Е. А. Кизько // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания УГАТУ. – Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет. – 2019. – С. 84-88.
  6. Ярошевич, И. Н. Здоровье и физическое состояние студенческой молодежи / И. Н. Ярошевич // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2019. – № 16. – С. 334-337.
  7. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье: в поисках сущности и критериев количественной оценки / Г.Л. Апанасенко // Довкілля та здоров'я. – 2015. – № 3 (74). – С. 8-12.
  8. Апанасенко, Г. Л. Об оценке состояния здоровья человека / Г. Л. Апанасенко, Г. Г. Науменко, Т. Н. Соколовец // Лікарська справа. – 2018. – № 5. – С. 112.
  9. Kalestin D., Bopp M., Bopp K.M., Papalia Z. [College Student Work Habits are Related to Physical Activity and Fitness.] International Journal Exercise Science. – 2017, no. 10(7), pp. 14-23.
  10. Skromanis S., Cooling N., Rodgers B., Purton T., Fan F., Bridgman H.,  Harris K., Presser J., and Mond J., [Health and Well-Being of International University Students, and Comparison with Domestic Students, in Tasmania, Australia.] Int J Environ Res Public Health, 2018, no 15, pp 11-22.
  11. Strand B. and Reeder S. [Analysis of heart rate levels during middle school physical education activities.] Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 1993, no 64, pp. 85-91.
  12. Stratton G., Fairclough S., [Physical education makes you fit and healthy. Physical education's contribution to young people's physical activity levels.] Health Education Research, 2005, no 20, pp. 14-23.