Навигация

Статья

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В РЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Фонарев Дмитрий Владимирович
Доктор педагогических наук, доцент
ORCID:
Образовательная организация: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Копылов Константин Васильевич
аспирант
ORCID:
Образовательная организация: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация:

Цель исследования – эмпирически обосновать дифференцированный подход в регуляции предстартового состояния пловцов тренировочного этапа с учетом типа темперамента и уровня тревожности.

Методы и организация исследования. Нами были применены следующие методы исследования: анализ данных научных публикаций, психологическое тестирование, анкетирование, анализ соревновательной деятельности, математико-статистическая обработка изучаемых показателей. В исследовании приняли участие 40 пловцов тренировочного этапа. Стаж спортивной подготовки испытуемых – 4 года; уровень спортивной квалификации – II-III спортивные разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования уровня тревожности юных пловцов показали, что личностная и ситуативная тревожность представителей различных типов темперамента соответствует среднему уровню тревожности, исключение составляет уровень личностной тревожности типа темперамента «адекватные», который соответствует низкому уровню тревожности. Наибольший прирост спортивного результата на дистанции 800 м вольным стилем показала группа с типом темперамента «адекватные» (10,8%), тогда как «спокойные» и «интенсивные» показали рост, соответственно, на 2,1% и 2,7% ниже. На дистанции 200 м кп/пл наибольший прирост результата отмечен у группы с типом темперамента «адекватные» (10,2%). Наблюдаются статистически значимые различия в результатах между группами «адекватные» и «спокойные» (p<0,05), «адекватные» и «интенсивные» (p<0,05). Анализ стартовой реакции среди представленных типов темперамента не выявил статистически значимых различий (p>0,05). Вместе с тем было выявлено, что представители типов темперамента «спокойные» и «адекватные» обладают большей надежностью стартовой реакции.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости производить учет типа темперамента и показателей личностной и ситуативной тревожности в процессе регуляции предстартового состояния пловцов тренировочного этапа. Особое внимание следует уделять спортсменам с типами темперамента «спокойные» и «интенсивные».

Список литературы:
  1. Артемова, Е. Н. Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. Н. Артемова. – Белгород, 2009. – 23 с.
  2. Бабушкин, Г. Д., Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации / Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, А. И. Чикуров, А. Н. Соколов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2008. – № 3. – С. 13-17.
  3. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. –М. : «Физкультура и спорт», 1978. – 134 с.
  4. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : Учебное пособие.– 4-е издание, испр. и доп. / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2012. – 312 с.
  5. Ильин, А. Б. Оценка личности и соревновательной готовности спорстменов разной специализации и квалификации: На примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /А. Б. Ильин. – Рос. гос. акад. физ. культуры. – Москва, 2002. – 24 с
  6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
  7. Карпов, М. А. Организация педагогического процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов на основе индивидуализации / М. А. Карпов, В. В. Воронцов. – ТиПФК. – 2015. – № 5. – С. 61-63.
  8. Лопаткина, Ю. Г. Критерии оценки и пути повышения надежности соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ю. Г. Лопаткина. – Краснодар, 2005. – 190 с.
  9. Петросян, Е. Ю. Метод определения частных ВП-типов темперамента по результатам исследования его черт по А. Томасу / Е. Ю. Петросян, Ю. И. Савченков // Сибирское медицинское обозрение: ежеквартальный медицинский журнал. – 2009. – Т. 50, № 5. – С. 35-38.
  10. Петросян, Е. Ю. Сравнительная характеристика общих и частных типов темперамента / Е. Ю. Петросян, Ю. И. Савченков // Сибирское медицинское обозрение: ежеквартальный медицинский журнал. – 2009. – Т. 58, № 4. – С. 20-24.
  11. Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. №41 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [Электронный ресурс] // - URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (дата обращения: 30.03.2020)
  12. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под. Ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 143 с.
  13. Смоленцева, В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис. ... д-ра психологич. наук : 13.00.04 / В. Н. Смоленцева. – Омск, 2006. – 314 с.
  14. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
  15. Филиппова, Е. Н. Взаимосвязь спортивной результативности и психического состояния лыжников-гонщиков 13-14 лет в соревновательном периоде / Е. Н. Филиппова // Вестник спортивной науки. – 2007. – № 03. – С. 69-71.
  16. Фонарев, Д. В. К вопросу о регуляции предстартового состояния пловцов 10-12 лет / Д. В. Фонарев, К. В. Копылов // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : материалы Межвузовской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва 20 марта 2019 г. / сост. Т. К. Ким [Электронное издание]. – Москва : МПГУ. – 2019. – С. 229-223.
  17. Fazey J. & Hardy L. (1988). The Inverted-U Hypothesis: Catastrophe for sport psychology. British Association of Sports Sciences Monograph, no. 1, Leeds: The National Coaching Foundation.
  18. Paul J. McCarthy, Mark S. Allen & Marc V. Jones (2012). Emotions, cognitive interference, and concentration disruption in youth sport, Journal of Sports Sciences, vol. 31, no. 5, рp. 505-15.