Навигация

Статья

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (1.07 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Манжелей Ирина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
ORCID:
Образовательная организация: Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Чаюн Данил Викторович
старший преподаватель
ORCID:
Образовательная организация: Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Аннотация:

Актуальность. Сущностные изменения, происходящие в современном мире после периода длительной самоизоляции, привели к осознанию обществом значения двигательной активности и общения для «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.С. Степин). В этом контексте реализация федерального проекта «Спорт – норма жизни» приобрела новые смыслы, связанные с воспитанием подрастающего поколения россиян.

Информационное общество предъявляет к дополнительному образованию как к социально-генетическому институту требования прогностичности и опережающего развития в целях подготовки человека к жизни в дне грядущем.

Целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей субъектов и воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

Результаты исследования. Получены новые данные о социально-психологических трудностях и значимых качествах детского тренера и спортсмена-подростка с позиции четырех субъектов (руководителя, тренера, спортсмена-подростка и родителя), об отношении к допингу и о качестве спортивных услуг, что поможет в формировании регионального и федерального информационного банка данных о социально-психологических детерминантах развития детско-юношеского спорта. Определены критические точки, опорные позиции и точки роста для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

Список литературы:
  1. Андреева, И. Р. Профессионально важные качества личности тренера и пути их формирования / И. Р. АндрееваС. В. БабиновичА. Ю. Скворцов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2014. – Т. 1. – № 1. – С. 8-12.
  2. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2003. –№ 5. – С. 19-22.
  3. Выготский, Л. С. Моральные нарушения детей / Л. С. Выглтский // Педагогическая психология под редакцией В. В. Давыдова. – М., 1991. – С. 215-224.
  4. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков ; авт. вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая школа, 1990. – 432 с.
  5. Лесгафт, П. Ф. Сборник педагогических сочинений: 4т. – Т. 4./ П. Ф. Лесгафт. – М. : «Физкультура и спорт», 1953. – 346 с.
  6. Ловягина, А. Е. Когнитивные компоненты Я-концепции как факторы поведения успешных и неуспешных легкоатлетов / А. Е. Ловягина // Теория и практика физической культуры. –2018. –№ 2. – С. 91-92.
  7. Лубышева, Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  8. Мальцева, А. А. Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров / А. А. Мальцева, И. Г. Юркова // Символ науки. – 2016. – № 5-3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-udovletvorennosti-trud… (Дата обращения: 10.06.2018). 
  9. Мальгин, В. Е. Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы / В. Е. Мальгин // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V межд. науч. конф. – Т.О. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 3-5.
  10. Манжелей, И. В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 94-96.
  11. Манжелей, И. В. Удовлетворенность профессиональной деятельностью руководителей спортивных школ / И. В. Манжелей, М. В. Базилевич, А. В. Петрушенко // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : XVII Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ. – Сургут : ИД «Россиздат», 2019. – С. 248-253.
  12. Рубцов, В. В Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с. – С. 369-370.
  13. Смит, Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер. с англ. под. общ. ред. А. А. Алексеева. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 192-208, 325-330.
  14. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ «Сфера», 2020. – 160 с.
  15. Хвацкая, Е. Е. Обучение юных спортсменов психологическим умениям для реализации ими «двойной» карьеры / Е. Е. Хвацкая // Основные проблемы физического воспитания и спортивной подготовки. Ежегодник. – Армения : ГИФКСА, 2018. – С. 471-473.
  16. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М., 2001. – 365 с.
  17. Barker, Roger G.I Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass. pp.34-48.
  18. Chanal J. et al. Developmental relations between motivation types and physical activity in elementary school children // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Т. 43. – pp. 233-242.
  19. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology. 1969. Vol. 65, №2. pp. 132-136.
  20. Kipp, L. E., & Bolter, N. D. (2020). Motivational climate, psychological needs, and personal and social responsibility in youth soccer: Comparisons by age group and competitive level. Psychology of Sport & Exercise, 51(November). – 2020. – Т. 51. – P. 101756.
  21. Platvoet S. et al. Teachers' perceptions of children's sport learning capacity predicts their fundamental movement skill proficiency //Human Movement Science. – 2020. – Т. 70. – P. 102598.
  22. Sundstrom E. et al. Environmental psychology 1989–1994 // Annual review of psychology. – 1996. – Т. 47. – №. 1. – pp. 485-512.
  23. Stolyarov V. The International Project "SpArt" – a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection with art// Second IOC World Congress on Sport Sciences. – Barcelona, 1991. pp. 341-342.
  24. Stolyarov V. The Spartian Program of Humanization of Youth Sport (main ideas and the first results of realization): Paper presented at the Third International Symposium "Sport of the young", October 7-10, Bled, Slovenia. 1997.
  25. Stolyarov V.I. Theoretical and methodological problems concerning studies of the position of physical culture and sport in the life style of the young generation / V.I. Stolyarov, J. Merhautova, F. Joachimsthaler // Physical culture and sports in the way of life of the young generation. ICSS Symposium. Prague, August 27-30, 1985. – Prague, pp. 11-27.
  26. Willems E.P. Behavioral Ecology and Experimental Jialysis: Courtship Is Not Enough // J.R.Nesselroade & H.W.Reese (Eds.), Lifespan developmental psychologe. New York: Academic Press, 1973. pp. 195-217.
  27. Wright E. et al. United States parents’ perfectionism, parenting styles and perceptions of specialization in youth sport //Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Т. 45. – P. 101571.