Навигация

Статья

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-16 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ (0.32 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Андреев Виктор Викторович
Фоминых Александр Викторович
Коновалов Игорь Евгеньевич
Морозов Александр Игоревич
Снегирева Алина Сергеевна
Аннотация:

Цель исследования. Выполнить сравнительный анализ деятельности кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников 13-16 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников.

Методы и организация исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы с последующей систематизацией данных, педагогическое наблюдение, функциональные пробы, педагогическое тестирование, антропометрические измерения, математическая статистика.

Результаты исследования и их обсуждение. Представленная статья содержит в себе результаты исследования, посвященного изучению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности школьников обоих полов в возрасте 13-16 лет с хроническими патологическими проявлениями в органах дыхания. В процессе исследования выполнен сравнительный анализ полученных показателей детей изучаемого контингента и их сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Применяемые нами функциональные пробы, определяющие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволили определить адаптационные возможности организма детей к физическим нагрузкам, а специальные тесты – физическую подготовленность. В процессе исследования выявлено, что функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровень физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания находятся на более низком уровне, чем у сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Заключение. Реализация педагогического исследования, направленного на определение функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников, позволила произвести констатирующее заключение о том, что показатели деятельности органов дыхания и сердца первых в значительной степени уступают показателям вторых.

Список литературы:

1. Алексеенко, Т. И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков / Т. И. Алексеенко // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 2. – С. 64-66.

2. Андреев, В. В. Компетентность специалиста АФК и проблемы его подготовки для инклюзивного образовательного пространства учебной организации (на примере Республики Хакасия) / В. В. Андреев, А. В. Фоминых, А. С. Мартынова // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 4(72). – С. 25-26.

3. Воробьева, Т. Г. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам / Т. Г. Воробьева, Л. В. Харченко, Е. Ф. Шамшуалеева // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 4(80). – С. 50-52.

4. Криволапчук, И. А. Влияние систематических занятий физическими упражнениями различной интенсивности на функциональное состояние детей 5-6 и 6-7 лет / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, А. А. Герасимова // Человек, спорт, медицина. – 2020. – Том 20 № 2. – С. 71-79.

5. Логинов, С. И. Возрастные и гендерные особенности кардиореспираторной выносливости человека в условиях урбанизированного сибирского Севера / С. И. Логинов, А. С. Кинтюхин, С. Г. Логвинова // Человек, спорт, медицина. – 2017. – Том 17 S. – С. 12-24.

6. Милодан, В. А. Технологии оценки состояния сердечно-сосудистой системы студентов специальных медицинских групп по кардио-гипоксическому показателю / Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 2(66). – С. 18.

7. Andrade LB, Britto MC, Lucena-Silva N, et al. . The efficacy of aerobic training in improving the inflammatory component of asthmatic children. Randomizedtrial. RespirMed2014;108:1438-45. 10.1016/j.rmed.2014.07.009.

8. Carnethon MR, Gidding SS, Nehgme R, Sidney S, Jacobs DR, Jr., Liu K. Cardiorespiratory fitness in young adulthood and the development of cardiovascular disease risk factors. JAMA. 2003;290:3092-3100. 

9. Castelli DM, Hillman CH, Buck SM, Erwin HE. Physical fitness and academic achievement in third- and fifth-grade students. J SportExercPsychol. 2007;29:239-252.

10. Donnelly JE, Greene JL, Gibson CA, Smith BK, Washburn RA, Sullivan DK, DuBose K, Mayo MS, Schmelzle KH, Ryan JJ, Jacobsen DJ, Williams SL. Physical Activity Across the Curriculum (PAAC): a randomized controlled trial to promote physical activity and diminish overweight and obesity in elementary school children. PrevMed. 2009;49:336-341.

11. Eveland-Sayers BM, Farley RS, Fuller DK, Morgan DW, Caputo JL. Physical fitness and academic achievement in elementary school children. J PhysActHealth. 2009;6:99-104.

12. Latorre-Román PÁ, Navarro-Martínez AV, García-Pinillos F. The effectiveness of an indoor intermittent training program for improving lung function, physical capacity, body composition and quality of life in children with asthma. J Asthma2014;51:544-51. 10.3109/02770903.2014.888573.

13. Richter MJ, Grimminger J, Krüger B, et al. . Effects of exercise training on pulmonary hemodynamics, functional capacity and inflammation in pulmonary hypertension. PulmCirc2017;7:20-37. 10.1086/690553.

14. Wanrooij VH, Willeboordse M, Dompeling E, et al. . Exercise training in children with asthma: a systematic review. Br J SportsMed2014;48:1024-31. 10.1136/bjsports-2012-091347.