Навигация

Статья

ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (0.26 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Сысоев Александр Владимирович
Аннотация:

Цель исследования: исследовать понятия «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» в контексте изменения смысловой нагрузки с момента их возникновения до нашего времени.

Методы исследования: Ретроспективный анализ возникновения понятий «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» проводился на основе использования метода формально-логического, перцептивно-семантического анализа и синтеза. Технология историко-контекстного анализа, декларирующего необходимость проявления максимальной осторожности использования современных терминов и понятий при анализе источников прошлых времён, поскольку, во-первых, их могло не быть в те времена, а, во-вторых, смысловая нагрузка этих терминов и понятий могла быть совершенно иной.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из главных научных направлений новой научной специальности 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования является «Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие». Данное направление имеет особую актуальность для формирования научных основ формирования тезауруса профессионального образования в сфере двигательной активности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время терминологический аппарат теории физической культуры переживает трудности, связанные с многозначностью многих понятий, которыми оперируют преподаватели физкультурных вузов. В настоящей статье предлагается исследователям, занимающимся формированием понятийного аппарата в сфере физической культуры и спорта, применять методологию историко-контекстного анализа. Его использование позволит не только исследовать ту или иную историческую реальность, но и глубоко вникнуть в историю возникновения тех или иных авторских воззрений. Данная технология позволит выявлять их сопричастность, с одной стороны, предшествующим (в историческом плане) идеям, а с другой – их роли в историческом осмыслении конкретного фрагмента исторического процесса путем реконструкции. В статье представлены результаты использования данного анализа на примере таких терминов, как «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование».

Заключение. Истоки возникновения термина «гимнастика» находятся во временах древней Греции. Судя по обнаруженным источникам, понятию «физическое воспитание» в 2024 г. исполнилось 200 лет, а понятию «физическое образование» в 2023 г. –180 лет (1843-2024). Изначально смысловая нагрузка терминов была иной и в настоящее время фактически не согласуется с их представлением в понятийно-терминологическом аппарате общей теории физической культуры. Это необходимо учитывать при определении их места в тезаурусе профессионального образования в сфере двигательной активности человека, особенно при формировании его методологии.

Список литературы:
  • Корнетов, Г.Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования / Г. Б, Корнетов. – Москва: АСОУ, 2012. – 171 с. 
  • Горелов, А.А. Теоретико-ретроспективный и историко-контекстный анализ становления и развития профессионального образования в сфере двигательной активности человека / А.А. Горелов, О.Г. Румба, А. В. Сысоев // Известия Российской академии образования, 2023. – №4. – С.3-17.
  • Дюперрон, Г.А. Библиография спорта и физического развития. Систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно / Г.А. Дюперрон. – Петроград : Книгопечатня Шмидт, 1915. –249 с.
  • Енглычев, П.Н. О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков / П.Н. Енглычев. – Санкт-Петербург: Типография Карла Крайя, 1824. – 575 с.
  • Словарь физического и нравственного воспитания, составленный князем Парфением Енгалычевым: Ч. 1-2. – Санкт-Петербург : тип. А. Смирдина, 1827. – 431 с.
  • Грумм-Гржимайло, К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей. Т. 1: Воспитание физическое. Возраст младенческий. – Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1843. – 348 с.; Т. 2: Воспитание физическое. Возрасты детский и отроческий. – Санкт-Петербург: Типография М. Ольхина, 1844. – 376 с. Т. 3: Образование физическое, умственное и нравственное. – Санкт-Петербург: Типография М. Ольхина, 1845. – 409 с.
  • Теория и методика физического воспитания: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Г. Д. Харабуги. – Изд. 2-е. – Москва: Физкультура и спорт, 1974. – 320 с.
  • Теория и методика физического воспитания в 2 томах. Общие основы теории и методики физического воспитания. Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта. Т.1. / Под редакцией Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  • Теория и методика физической культуры: Учебник / Под редакцией Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – Москва: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  • Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (Введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): Учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва: Спорт, 2021. – 520 с.
  • Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. – Москва: Советский спорт, 2008. – 168 с.
  • Горелов, А. А. О тезаурусе в науке о двигательной активности человека в контексте новых научных специальностей 5.8.4 – Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5 – Теория и методика спорта, 5.8.6 – Оздоровительная и адаптивная физическая культура, 5.8.7.
  • Методология и технологии профессионального образования / А. А. Горелов, О. Г. Румба, А. В. Сысоев // Актуальные проблемы и современные тенденции развития спортивной подготовки в циклических видах спорта : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Г.В. Цыганова, прошедшей в рамках Десятилетия науки и технологий, Казань, 26 мая 2023 года. – Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. – С. 117-122.
  • Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. / П.Ф. Лесгафт. Часть первая. Собрание педагогических сочинений. – Москва : Физкультура и спорт, 1951. – Т. 1. – С.85-444.
  • Евстафьев, Б.В. Физическая культура в мировой литературе: Материалы к лекциям. / Б.В. Евстафьев. – Ленинград: ВДКИФК, 1980. – 77 с.