Статья
Цель: организация тренировочного процесса баскетболисток 15-16 лет с включением средств и методов, направленных на формирование ритма и темпа движений для формирования правильности, точности, находчивости и рациональности передвижений.
Методы и организация исследования. В рамках констатирующего и формирующего этапов эксперимента продолжительностью восемь месяцев принимали участие баскетболистки 15-16 лет в количестве 21 чел. Формирующий эксперимент разделен на два этапа, каждый по четыре месяца. В рамках первого этапа применялись упражнения с целевым ориентиром на быстроту и правильность выполнения движений, направленных на усвоение ритма и темпа с включением в занятия танцевальных движений, с изменением привычных условий выполнения благодаря музыкальному сопровождению, с заданным темпом и ритмом; на втором создавались комплексы упражнений с целью формирования находчивости и рациональности при выполнении передвижений. Использовались упражнения с чередованием разных типов ритмов (случайных, регулярных, переменных, волнообразных и прогрессивных).
Результаты исследования и их обсуждение. По данным оценки результатов в тестах, принятых в баскетболе, установлена положительная динамика в показателях интеллектуальных и двигательных заданий. Статистически значимые различия выявлены в показателях оценки времени продолжительности атаки, передвижениях с изменением скорости и направления, а также в показателях интеллектуальной мобильности по отношению к исходному уровню, а также показателях, достигнутых на заключительном этапе по отношению к промежуточному (2-му этапу).
Заключение. Установлены положительные, но статистически недостоверные, различия в тесте «тормозной путь». В тесте «интеллектуальная мобильность» установлены значительные различия внутри группы спортсменок на всех этапах тестирования, что может быть принято в качестве показателя для отбора перспективных игроков для продолжения спортивной карьеры.
- Белоусова, М.В. Развитие высших психических функций посредством занятий музыкой: нейрокогнитивные аспекты музыкального обучения / М.Ф. Белоусова, М.С. Казиник, В.А. Меркулова, Н.В. Футина // Практическая медицина. 2021. Т. 19. №1. С. 22-28.
- Груздев, А.Н. Методические особенности развития специфических координационных способностей голболистов / А.Н. Груздев, П.А. Хлыстов, С.В. Шпагин, В.Л. Лернер // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. №1(83). 2022. С.107-114.
- Каминский, И.В., Леонов С.В. Развитие взглядов на взаимосвязь произвольного движения и его мысленного образа / И.В. Каминский, С.В. Леонов // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 3. С. 8-24.
- Козин, В. В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов /В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. – № 2 (Том 3). – 2014. – С. 74-83.
- Макеева, В. С. Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду / В. С. Макеева, С. В. Чернов, С. О. Лаптев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – № 1(Том 8). – С. 25-29.
- Макеева, В.С. Начальная подготовка юных баскетболистов на основе рефлексивно-деятельностного подхода / В.С. Макеева, С.В. Чернов, О.Е. Шайкина // Экстремальная деятельность человека. №1(59) / 2021. С. 63-67.
- Попова Е.А., Сысоев А.В. Эффективность игровых действий и типологические особенности нервной системы баскетболисток / Е.А. Попова, А.В. Сысоев // Прикладная спортивная наука. №1 (7). 2018. С 23-26.
- Holm L., Ullén F., Madison G. Motor and executive control in repetitive timing of brief intervals // Journal of Experimental Psychology: [Human Perception and Performance]. – 2013. – Vol. 39, № 2. – p. 365.
- Janzen T. B. et al. Timing skills and expertise: discrete and continuous timed movements among musicians and athletes. Frontiers in psychology. – 2014. – Vol. 5.p. – 1482.
- Karageorghis C. I. et al. The bases expert statement on the use of music in exercise // The Sport and Exercise Scientist. – 2011. – № 28. – pp. 18-19.
- Makeeva, V. S., Ma, C., Sablin, A. B., & Polevoy, G. G. (2023). The Relationship of Mental Processes with the Technical Fitness of Basketball Players Aged 15-16. International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences, 12(2), 99-107.
- Tanir A., Erkut O. Effect of Rhythmic Basketball Lessons on Visual Attention Ability and Lay-Up Skill in School Children Aged 9-10 // Universal Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 6, № 9. – pp. 1857-1862.
- MacPherson A. C., Collins D., Obhi S. S. The importance of temporal structure and rhythm for the optimum performance of motor skills: A new focus for practitioners of sport psychology // Journal of Applied Sport Psychology. – 2009. – Vol. 21. – pp. 48-61.
- Tierney A. T., Kraus N. The ability to tap to a beat relates to cognitive, linguistic, and perceptual skills // Brain and language. – 2013. – Vol. 124, № 3. – pp. 225-231.