Статья
Цель. Разработать специальную методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и организация исследования. Научная работа осуществлялась на основе методов анализа научно-методической литературы и нормативных документов, моделирования, логической интерпретации и заключений.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика имеет определенную структуру, где каждый из ее компонентов взаимосвязан друг с другом. Общее направление педагогического процесса задается целевыми установками, ориентирующими на формирование инклюзивной культуры у студентов-медиков через тьюторскую деятельность. В качестве средств достижения поставленной цели выступали теоретические занятия по объяснению специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их двигательной подготовки и непосредственно волонтерская деятельность в рамках физкультурных занятий. Работа осуществлялась на основе методов объяснения, практического выполнения тьюторской деятельности: помощи ребенку, страховки, пассивного и пассивно-активного выполнения движений. Реализовывался педагогический процесс через лекции и практические физкультурные занятия.
Заключение. Разработанная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью компонентов. Она была внедрена в процесс обучения студентов-медиков. В рамках апробации методики были проведены физкультурные занятия с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития. Также были внесены изменения в содержание учебных дисциплин. Реализуемый процесс показал свою эффективность.
- Акутина С. П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов / С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №. 9. – С. 53.
- Богомолова, Е. А. Представления студентов о готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии / Е.А. Богомолова, М. А. Спиженкова // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : Материалы XXII международной научно-практической конференции, North Charleston, 02-03 марта 2020 года. – North Charleston: LuluPress,Inc., 2020. – С. 50-55. – EDN QCILKF.
- Богданова, Е.В. Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности / Е. В. Богданова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. – №. 2. – С. 186-189.
- Малахова В. Г. Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования / В. Г. Малахова, С. В. Тимофеева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2016. – Т. 10. – №. 4. – С. 83-88.
- Потупчик, Т. В. Волонтерство как фактор формирования социальной ответственности будущих медицинских работников / Т. В. Потупчик, И. Л. Белых, П. Ю. Лебедева // Медицинская сестра. – 2020. – Т. 22. – №. 3. – С. 6-11.
- Ульянова, О. И. Подготовка студентов к волонтёрской деятельности в сфере социальной инклюзии / О. И. Ульянова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации, Коломна, 16-17 ноября 2017 года / Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. – Коломна : Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально гуманитарный университет", 2017. – С. 155-158. – EDN VXFGPJ.
- Шустина, И. С. Толерантность в инклюзии: представления студентов педагогического вуза / И. С. Шустина // Студенческий вестник. – 2022. – № 40- 5(232). – С. 49-52. – EDN RTVURS.
- Chen B. et al. A qualitative study on the willingness and influencing factors of master of geriatric nursing specialist postgraduates to volunteer for home respite care for disabled elderly families //BMC nursing. – 2024. – Т. 23. – №. 1. – С. 1-15.
- Ioerger M., Machia L. V., Turk M. A. Self-other overlap: A unique predictor of willingness to work with people with disability as part of one’s career // Plos one. – 2019. – Т. 14. – №. 8. – С. e0220722.