Статья
Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушениями речи посредством применения нейро-кинезиологических игр, специальных и дыхательных упражнений.
Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод контрольных тестов оценки координационных способностей и речевого развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Обследованы 100 детей с нарушением речи. Проведен анализ показателей координационных способностей и речевого развития по 11 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормативными показателями.
Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и речи разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением речи, состоящая из шести взаимосвязанных блоков: I блок – нейро-кинезиологические упражнения без предметов, II блок – нейро-кинезиологические упражнения с маленькими мячами с шипами, III блок – нейро-кинезиологические упражнения с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу, IV блок - нейро-кинезиологические игры, V блок – дыхательные упражнения, VI блок –упражнения на расслабление и растяжку. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев.
Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств и речевого развития детей с нарушениями речи.
- Апанасевич, С. С. Технологии тестирования уровня развития координационных способностей при физическом воспитании детей с нарушениями речи / С.С. Апанасевич, В. Г. Калюжин. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2019. – С. 247-252. Текст: непосредственный.
- Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2007. – 159 с. – ISBN 978-5-305-00017-7. – Текст: непосредственный.
- Заходякина, К. Ю. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением речи / К. Ю. Заходякина // Теория и практика адаптивной физической культуры (образование, наука, практика).- СПб. : Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – С. 79-81.
- Зотова, Ф. Р. Эффективность экспериментальной программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы / Ф. Р. Зотова, П. В. Чухно. – Текст: непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 6. – С. 24-26.
- Касмакова, Л. Е. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Касмакова, А. В. Березина, В. Н. Колясова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 128-135. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-128-135.
- К вопросу формирования и совершенствования координационных способностей младших школьников с нарушениями слухового анализатора / Т. А. Селитреникова, Г. И. Дерябина, Я. В. Платонова и др. // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – Т. 22, № 1. – С. 29-34.
- Толкачева, Е. Т. Физическое воспитание детей 3-6 лет с нарушением речи / Е. Т. Толкачева, Л. В. Тарасова, Ю. Е. Куценко, Ю. Ю. Никитина // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131).
- Чухно, П. В. Коррекция и развитие морфофункционального статуса младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами физической культуры: проблемы и пути решения / П. В. Чухно, Ф. Р. Зотова. – Текст: непосредственный // Педагогико-психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – Т. 3. № 2. – С. 20-30.
- Rintala P., Palsio N. Effects of physical education programs on children with learning disabilities // Adapted Physical Activity. – Springer, Tokyo, 1994. – С. 37-40.
- Visscher C. et al. Motor profile of children with developmental speech and language // Pediatrics. – 2007. – Т. 120. – №. 1. – С. e158-e163.
- Müürsepp I. et al. Motor skills, haptic perception and social abilities in children with mild speech disorders // Brain and development. – 2012. – Т. 34. – №. 2. – С. 128-132.
- Wanda G. Webb PhD, CCC-SLP, inNeurology for the Speech-Language Pathologist (Sixth Edition), 2017.