Навигация

Статья

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ (0.44 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Алешина Лариса Ивановна
Щербакова Татьяна Геннадьевна
Андреенко Татьяна Александровна
Ниналтовская Екатерина Александровна
Бахнова Татьяна Валентиновна
Аннотация:

Цель исследования – исследовать влияние двигательной активности на функциональное состояние кардиореспираторной системы студентов-первокурсников. 

Методы и организация исследования. В обследовании приняли участие обучающиеся института естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ИЕНО, ФК и БЖ) Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), которые были разделены на 2 группы наблюдения, по 24 человека в каждой: I – студенты с обычным уровнем двигательной активности (профиль подготовки «Биология», «География»); II – студенты с повышенным уровнем двигательной активности (профиль подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»). Исследование проводилось в два этапа: в октябре и в марте. Оценивались: частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, жизненная е мкость ле гких, время задержки дыхания на вдохе, систолический и минутный объем крови, величина адаптационного потенциала и индекс Скибински. 

Результаты исследования и их обсуждение. У обучающихся с высокой двигательной активностью отмечено повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Установлено, что регулярная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом способствуют увеличению числа студентов с хорошими и отличными резервами функционирования кардиореспираторной системы по величине индекса Скибински, что свидетельствует о положительных адаптивных изменениях их кардиореспираторной системы в целом. 

Заключение. Студентам с обычным уровнем двигательной активности для сохранения и укрепления здоровья рекомендовано увеличить объем физических нагрузок за счет посещения спортивных секций на базе ВГСПУ. 

Список литературы:
  • Алексеев, В. В. Специфика адаптации студентов к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности / В. В. Алексеев, Т. В. Дмитриева, А. В. Агафонов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 3(20). – С. 9-13. 
  • Антропова, М. В. Здоровье и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 10-11 лет / М. В. Антропова, Т. М. Параничева, Г. Г. Манке // Новые исследования. – 2009. – Том. 1. – № 20. – С. 15-25. 
  • Ванюшин, М. Ю. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов разных видов спорта и возраста к физической нагрузке : монография / М. Ю. Ванюшин. – Казань : Изд-во ООО «Печать-Сервис-XXI век». – 2011. – 138 с.
  • Вишнякова, Н. Н. Динамика характеристик внутренней картины здоровья у молодых людей различных групп диспансерного наблюдения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.04 / Н. Н. Вишнякова. – Томск, 2018. – 24 с.
  • Зотова, Ф. Р. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф. Файзуллин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 32-38.
  • Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S. – С. 103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114.
  • Коптева, Е.Н. Особенности характеристик физического развития студенток III функциональной группы здоровья с заболеваниями ССС и эндокринной системы / Е. Н. Коптева, В. Ю. Лебединский // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12, № 2. – С. 175-182. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-175-182.
  • Максарова, Д. Д. Основы возрастной анатомии и физиологии человека : учеб. метод. пособие : в 2 ч. / сост. Д. Д. Максарова, А. А. Налетова. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. – 142 с. 
  • Методические рекомендации «Оценка физического развития детей и подростков», разработанные ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России. 2017. – 54 с.
  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). 
  • Сборник практических работ по курсу «Физиология человека / сост. О. Е. Фалова. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 29 с.
  • Bagirova R. M. Evaluation of aerobic capability and functional state of athletes before and after physical exercices / R. M. Bagirova, Yu. N. Kuliev // International Research Journal. – 2017. –- № 4 (58). – URL: https://research-journal.org/archive/4-58-2017-april/ocenka-aerobnoj-ra… (accessed: 10.07.2024). – DOI: 10.23670/IRJ.2017.58.145.