Статья
Цель исследования: определить потенциал внедрения технологий виртуальной реальности в тренировочные программы по футболу в качестве средства повышения результативности спортсменов на основе систематического обзора существующих исследований.
Методы и организация исследования. Методология включала в себя проведение комплексного обзора литературы, сбор и обобщение результатов различных исследований, посвященных применению технологии виртуальной реальности в футболе.
Результаты исследования и их обсуждение. Были изучены различные варианты применения технологии виртуальной реальности в футболе, включая совершенствование навыков и когнитивных функций, профилактику травм и реабилитацию, а также управление стрессом. В ходе различных исследований и экспериментов ученые продемонстрировали полезность технологии виртуальной реальности для моделирования тренировочных сценариев, анализа данных и улучшения показателей у футбольных спортсменов.
Заключение. Футболисты могут извлечь пользу из иммерсивной и контролируемой среды, предлагаемой технологией виртуальной реальности. Это помогает им улучшать пространственно-временную осведомленность, овладевать техническими навыками движения, улучшать футбольные навыки, предотвращать травмы, ускорять процесс реабилитации, справляться с беспокойством и стрессом. Внедрение технологии виртуальной реальности в футбол означает изменение парадигмы подхода к этому виду спорта, что способно произвести революцию в традиционных методиках и улучшить результаты спортсменов.
- Aydın A.İ., & Özyazıcıoğlu N. (2019). Использование гарнитуры виртуальной реальности для уменьшения болевых ощущений во время процедуры венепункции у детей. Journal of PeriAnesthesia Nursing, 34(6), 1215-1221. doi: 10.1016/j.jopan.2019.05.134
- Fortes L.S., Almeida S.S., Praça G.M., Nascimento-Júnior J.R.A. et al. (2021). Виртуальная реальность способствует большему улучшению перцептивно-когнитивных навыков у молодых футбольных спортсменов по сравнению с экраном видеостимуляции. Human Movement Science, 79, 102856. doi: 10.1016/j.humov.2021.102856
- Gunawan A., Wiranto N., Wu D. (2023). IVAL Применение виртуальной реальности в различных областях обучения в образовательном секторе: систематический обзор литературы. Procedia Computer Science, 227, 948-957. doi: 10.1016/j.procs.2023.10.602
- Gürbüz E., Taş M. (2023). Влияние тренировок в виртуальной реальности на навыки игры головой у детей-футболистов 12-13 лет. Spor Bilimleri Araştırmaları Dergisi, 8(1), 43-56. doi: 10.25307/jssr.1172607
- Harrison K., Potts E., King A.C., Braun-Trocchio R. (2021). Эффективность виртуальной реальности на тревожность и производительность у женщин-футболисток. Sports, 9(12). doi: 10.3390/sports9120167
- Kittel A., Larkin P., Elsworthy N., Spittle M. Использование виртуальной реальности 360° в качестве инструмента оценки принятия решений в спорте. Journal of Science and Medicine in Sport, 22(9), 1049-1053. doi: 10.1016/j.jsams.2019.03.012
- Marshall B., Uiga L., Parr J.V.V., Wood G. (2023). Предварительное исследование эффективности тренировки футбольного направления в иммерсивной виртуальной реальности. Virtual Reality, 27(3), 2397-2404. doi: 10.1007/s10055-023-00807-x
- McLeod P., Reed N., Gilson S., Glennerster A. (2008). Как футболисты направляют мяч головой: Проверка теории отмены оптического ускорения с помощью виртуальной реальности. Vision Research, 48(13), 1479-1487. doi: 10.1016/j.visres.2008.03.016
- Nambi G., Abdelbasset W.K., Elsayed S.H., Verma A. et al. (2021). Клиническая и физическая эффективность игр виртуальной реальности у футболистов с болью в пояснице. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 27(6), 597-602. doi: 10.1590/1517-8692202127062021_0034
- Reneker J.C., Pannell W.C., Babl R.M., Zhang Y. et al. (2020). Виртуальная иммерсивная сенсомоторная тренировка (VIST) у студентов-футболистов: Квазиэкспериментальное исследование. Heliyon, 6(7), e04527. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e04527
- Su M. (2023). Исследование интеллектуальной модели обучения и тренировки футболу с использованием технологии виртуальной реальности. Прикладная математика и нелинейные науки, 9(1). doi: 10.2478/amns.2023.2.00875
- Wirth M., Gradl S., Poinmann D., Schaefke H. et al. (2018). Оценка перцептивно-когнитивных способностей спорт-сменов в виртуальных средах: Exploring Interaction Concepts for Soccer Players. Материалы конференции 2018 Designing Interactive Systems Conference, 1013-1023. doi: 10.1145/3196709.3196780
- Zhao K., Guo X. (2022). Анализ применения технологии виртуальной реальности в футбольных тренировках. Journal of Sensors, 2022, 1-8. doi: 10.1155/2022/1339434