Статья
Цель исследования – оценить эффективность экспериментальной программы воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов 16-25 лет, занимающихся смешанным боевым единоборством (ММА).
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие единоборцы в возрасте 16-25 лет, имеющие высокую спортивную квалификацию. В педагогическом эксперименте по проверке эффективности экспериментальной программы и алгоритма ее реализации принял участие 61 спортсмен. Нами были сформированы 2 однородные группы: ЭГ – 29 человек и КГ – 32 человека. Учебный процесс проходил в соответствии с программой спортивной подготовки, разработанной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта СБЕ (ММА). В эту программу в ЭГ были внесены мероприятия по воспитанию духовно-нравственных качеств личности спортсменов СБЕ (ММА). Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных источников и литературы; социолого-педагогические методы (опрос, беседа, анкетирование); педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Нравственная самооценка у спортсменов ЭГ до начала эксперимента находилась на уровне «ниже среднего», а после эксперимента достигла «высокого» уровня. В КГ уровень нравственной самооценки остался «ниже среднего». По результатам теста на определение терпимости выявлены достоверные различия по t-критерию Манна – Уитни как внутри ЭГ до и после эксперимента, так и между ЭГ и КГ после эксперимента. Выявлена положительная динамика совестливости и чувства ответственности при помощи теста «Шкала совестливости» у всех испытуемых, но в ЭГ эти показатели до и после эксперимента имеют достоверные различия.
Заключение. Экспериментально установлено, что предложенные программа воспитания духовно-нравственных качеств личности и алгоритм ее реализации в системе подготовки спортсменов СБЕ (ММА) доказали свою эффективность.
- Емельяненко, Ф. В. О необходимости программы воспитания духовно-нравственных качеств личности спортсменов в смешанном боевом единоборстве / Ф. В. Емельяненко // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 2 (86). – С. 180-185.
- Емельяненко, Ф. В. Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, В. Н. Кормакова, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 20-22.
- Lafuente, J. C. Effects of martial arts and combat sports training on anger and aggression: A systematic review / J. C. Lafuente, M. Zubiaur, C. Gutiérrez-García // Aggression and Violent Behavior. – 2021. – 8(3). – р. 101611. doi: 10.1016/j.avb.2021.101611
- Martinkova, I. The contribution of martial arts to moral development / I. Martinkova, J. Parry, M. Varner // Ido Movement for Culture. Journal of Martial Arts Anthropology. – 2019. – 19(1). – Р. 1-8. https://doi.org/10.14589/ido.19.1.1
- Binder, B. Psychosocial benefits of the martial arts: Myth or reality? A literature review / B. Binder // International Ryuku Karate Research Society’s Journal. – 2007.
- Tadesse, M. E. The role of taekwondo training on the subjective wellbeing of adolescents in Addis Ababa, Ethiopia / M. E. Tadesse // Revista de Artes Marciales Asi´aticas. – 2015. – 10(2). – Р. 72-87. https://doi.org/10.18002/rama.v10i2.1758
- Tadesse, M. E. Martial arts and adolescents: Using theories to explain the positive effects of asian martial arts on the well-being of adolescents. / M. E. Tadesse // Ido Movement for Culture. – 2017. – 17(2). – Р. 9-23. doi:10.14589/ido.17.2.2
- Ekman, M. The dark side of online activism: Swedish right-wing extremist video activism on YouTube. / M. Ekman // MedieKultur: Journal of Media and Communication Research. – 2014. – 30 (56). – Р. 9-99. https://doi.org/10.7146/mediekultur.v30i56.8967
- Ismail, O. Radicalisation and violent extremism in West Africa: Implications for African and international security / O. Ismail // Conflict, Security & Developmen. – 2013. – 13(2). – Р. 209-230. https://doi.org/10.1080/14678802.2013.796209
- Perry, B. Uneasy alliances: A look at the right-wing extremist movement in Canada / B. Perry, R. Scrivens // Studies in Conflict & Terrorism. – 2016. – 39(9). – Р. 819-841. https://doi.org/10.1080/1057610x.2016.1139375
- Abrahams, C. InSpire guidance-based martial arts program: A self-esteem intervention for at risk elementary and middle school students. Compeling Counseling Interventions: Vistas. – 2004. Available from URL:http://counselingoutfitters.com/vistas/vistas04/20.pdf
- Moore, B. The effect of martial arts training on mental health outcomes: A systematic review and meta-analysis. / B. Moore, D. Dudley, S. Woodcock // Journal of Bodywork and Movement Therapies. – 2020. – 24(4). – Р. 402-412. doi:10.1016/j.jbmt.2020.06.017
- Zivin, G. An effective approach to violence prevention: Traditional martial arts in middle school / G. Zivin, N. R. Hassan, G. F. DePaula, D. A. Monti, C. Harlan, K. D. Hossain, K. Patterson // Adolescence. – 2001. – 36(143). – Р. 443-459.
- Harwood, A. Reducing aggression with martial arts: A meta-analysis of child and youth studies / A. Harwood, M. Lavidor, Y. Rassovsky // Aggression and Violent Behavior. – 2017. – 34. – Р. 96-101. doi:10.1016/j.avb.2017.03.001
- Poteryakhin, A. A. Technical and tactical training of kickboxers and the results of performances at international tournaments in tatami / A. A. Poteryakhin, V. L. Kondakov, I. YU. Voronin // Journal of Physical Education and Sport. – 2020. – 21(1). – Р. 444-450. doi:10.7752/jpes.2021.01045
- Endresen, I. M. Participation in power sports and antisocial involvement in preadolescent and adolescent boys / I. M. Endresen, D. Olweus // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2005. – 46(5). – Р. 468-478.
- Kusnierz, C. Comparison of aggressiveness levels in combat sports and martial arts male athletes to non-practising peers / C. Kusnierz, W. J. Cynarski, A. Litwiniuk // Archives of Budo. – 2014. –10. – р. 8.
- Simões, H. Martial arts and combat sports and the bullying: A systematic review / H. Simões, P. M. Santos, B. Pereira, A. Figueiredo // Retos. – 2021. – 39. – Р. 7-15. doi:10.47197/retos.v0i39.77412