Навигация

Статья

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (0.35 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Зотова Фируза Рахматулловна
Хамидуллина Гузель Фердинантовна
Мавлиев Фанис Азгатович
Бубякина Евгения Валентиновна
Скиба Игорь Александрович
Закирова Анна Александровна
Аннотация:

Цель исследования – определить особенности физической подготовленности и активности участия в сдаче нормативов комплекса ГТО студентов, проживающих в разных регионах России и обучающихся по техническим, медицинским и гуманитарным направлениям подготовки.

Методы и организация исследования. На разных этапах в исследовании принимали участие от 411 до 900 студентов трех российских университетов. 

Результаты исследования и их обсуждение. От 45,0 до 58.7 % студентов принимали участие в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО. Основным мотивом участия студентов первого курса в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО стала возможность получить дополнительный балл к ЕГЭ и сдать зачет по физической культуре. Оценивая потенциал комплекса ГТО как эффективный инструмент привлечения к систематическим занятиям физической культурой, студенты утверждают, что интерес к сдаче норм комплекса ГТО зависит от качества организации этих соревнований; при этом от 12 до 20 % опрошенных студентов считают, что сдача норм ГТО зачастую является принудительной и поэтому не может стать мотиватором физической активности. Нами выявлены межгрупповые и внутригрупповые (гендерные) различия в показателях физической подготовленности студентов, обучающихся в разных регионах России.

Заключение. Результаты исследования актуализируют поиск эффективных технологий повышения привлекательности мероприятий по выполнению нормативов комплекса ГТО.

Список литературы:
  • Васенков, Н. В. Всероссийский спортивный комплекс» ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н. В. Васенков, Э. Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 11. – №. 2. – С. 65-68.
  • Галеев, А. Р. Эмоциональное реагирование и мотивация студентов вуза к выполнению норм ГТО / А. Р. Галеев, Л. Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. – 2020. – №. 12. – С. 38-40.
  • Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Хамидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – Т. 11, № S – С. 103-114 . DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114
  • Кабачков, В. А. Сравнительный анализ советского комплекса ГТО, ВФСК ГТО и физкультурно-спортивных комплексов зарубежных стран / В. А. Кабачков, Э. А. Зюрин, М. Д. Осминин // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 2. – С.52-55.
  • Калинина, Н. Е. Сравнительный анализ структуры комплексов «Готов к труду и обороне» 1972 и 2014 годов / Н. Е. Калинина, В. С. Якимович, М. Н. Жегалова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 4 (122). – С. 68-72. 
  • Паршикова, Н. В. Основные этапы совершенствования комплекса «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации : 1931-2017 гг. / Н. В. Паршикова, Т. Г. Фомиченко, Э. А. Зюрин // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 4. – С. 35-43.
  • Уэйнберг, Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 335 с.
  • Филимонова С. И. и др. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов и нормативов ВФСК ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 1. – С. 63-65.
  • Юсупов, Ш. Р. Использование информационных технологий в образовательном процессе в области физической культуры и спорта/ Ш. Р. Юсупов, Т. Ю. Покровская, Д. Е. Крупенникова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10. – № 3. – С. 116-123.
  • Юсупов, Ш. Р. Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) / Ш. Р. Юсупов, Б И. Якупов, Р. А. Юсупов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 27. – № 2. – С. 137-141.
  • Kilpatrick, M.; Hebert, E.; Bartholomew, J. College students’ motivation for physical activity: Differentiating men’s and women’s motives for sport participation and exercise. J. Am. Coll. Health 2005, 54, 87-94.
  • Lovell G. P., Ansari W. E., Parker J. K. Perceived exercise benefits and barriers of non-exercising female university students in the United Kingdom // International journal of environmental research and public health. – 2010. – Т. 7. – № 3. – С. 784-798.
  • Palmer K. et al. Adolescent autonomous motivation for physical activity: A concept analysis // Journal of Pediatric Nursing. – 2020. – Т. 54. – С. e36-e46.
  • Romaguera D. et al. Determinants and patterns of physical activity practice among Spanish university students // Journal of sports sciences. – 2011. – Т. 29. – №. 9. – С. 989-997.