Статья
Цель исследования – систематизировать процесс подготовки к профессионально-общественной аккредитации образовательной программы. Охарактеризовать критерии и процессуальные действия вуза в период работы экспертной комиссии.
Методы и организация исследования. Был проведен анализ нормативно-правовых актов и осуществлен синтез организационно-методических и педагогических условий, необходимых для успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ нормативно-правовых актов в области общественной экспертизы образовательной деятельности учреждений высшего образования определил отсутствие единого подхода аккредитующих организаций в критериях оценки эффективности и процессуальных действиях вуза. Каждый из шести критериев оценки эффективности содержит требования и профессионального сообщества, и надзорного органа образования.
Заключение. В результате участия вуза в профессионально-общественной аккредитации совершенствуется система менеджмента качества образования, развиваются связи с работодателями, происходит переоценка стратегии развития образовательной программы. Свидетельство о прохождении профессионально-общественной аккредитации является одним из условий привлекательности образовательной программы для абитуриентов, партнеров в сфере образования.
- Герасимов, А.И. Профессионально-общественная аккредитация как средство оценки качества образовательных услуг / А.И. Герасимов, А.Г. Михалев, В.А. Соловьев // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2014. Т. 1. С. 268-271.
- Министерство науки и высшего образования РФ: сайт – https://www.minobrnauki.gov.ru/action/prof-public_accreditation (дата обращения 04.10.2022).
- Паромов, А.Ю. Профессионально-общественная аккредитация в решении задач профильного профессионального образования // Вестник Академии управления городской средой, градостроительства и печати. 2021. № 1. С. 8-9.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 июля 2013 г. № 560 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» URL: https://rg.ru/documents/2013/08/23/konkurs-dok.html (дата обращения: 04.10.2022).
- Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации: сайт – URL: http://www.ncpa.ru (дата обращения: 04.10.2022).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» URL https://rg.ru/documents/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 04.10.2022).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.10.2022 г.) URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 04.10.2022).
- Ahmed S.Attia International accreditation of architecture programs promoting competitiveness in professional practice // Alexandria Engineering Journal. Volume 58, Issue 3, September 2019, P. 877-883.
- Eddie J. Bradley, Lisa Board, David Archer, Mikeala Morgans Presenting the case for implementing entrustable professional activities (EPA) in Sport and Exercise Sciences teaching: Application and alignment to develop student competencies// Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education 31 (2022), 100376.
- Katrice Ziefle, Kara S. Koschmann, Renee Colsch Innovation and accreditation: A quality improvement process// Teaching and Learning in Nursing. Volume 16, Issue 3, July 2021, P.265-268.
- Statutes. European Council for Business Education International Accreditation Agency. URL: https://www.ecbe.eu/index.php?id=10 (дата обращения: 04.10.2022).
- Suzette Farmer, Nell Ard, Sharon F. Beasley ACEN accreditation perspectives: Distance education// Teaching and Learning in Nursing. Volume 17, Issue 4, October 2022, P.341-343