Навигация

Статья

РАЗВИТИЕ ПЛАСТИКИ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (0.31 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Акопян Елена Суреновна
Ковалева Анна Ашотовна
Аннотация:

В научно-методической литературе показана значимость развития пластики движений как одного из проявлений координационных способностей, имеющего огромное значение для совершенствования двигательных умений и навыков. 
Анализ школьной программы по предмету «Физическая культура» не выявил в ее содержании специальных упражнений, направленных на совершенствование пластики движений.

Цель исследования: разработать методику воспитания пластики движения у школьников 7-8-х классов на уроках физической культуры и экспериментальным путем обосновать ее эффективность.

Методы и организация исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 7-8-х классов, был организован в 2021-2022 учебном году в ереванской основной школе № 7.

Результаты исследования. При разработке методики воспитания пластики движений мы руководствовались необходимостью, с одной стороны, включения в занятия упражнений, характеризующих различные проявления пластики движения, а с другой – органичного их включения в содержание уроков физической культуры в соответствии с программным материалом. Упражнения на развитие пластичности выполнялись во всех частях урока. В результате педагогического эксперимента, направленного на развитие пластики движений у школьников 7-8-х классов на уроках физической культуры, зарегистрирована положительная динамика изучаемых показателей. В тесте «Волна» выявлен наибольший прирост показателей пластики движений у девочек 7-го класса, у которых во всех упражнениях («волн» телом, плечом, кистью) к концу педагогического эксперимента были зарегистрированы достоверные изменения. У мальчиков в этом виде упражнений отмечены незначительные положительные сдвиги. Динамика показателей грациозности движений в этом возрастном периоде слабо выражена. Результаты тестирования статической пластичности позволили констатировать получение самых высоких баллов.
Анализ данных, характеризующих ритмопластику школьников, свидетельствует о положительной динамике исследуемых показателей в ходе педагогического эксперимента. У учащихся 8-го класса целостное движение характеризуется большей слитностью и плавностью выполнения.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволили заключить, что выполнение разнообразных упражнений, характеризующих различные проявления пластики движения, совершенствование техники выполнения упражнений, расширение двигательной базы школьников – необходимое условие для развития пластики движения.

Список литературы:
  • Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – М., 1947. – 255 с.
  • Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 288 с.
  • Григорян Ю. Г. Стандарты и программа по предмету «Физическая культура» (1-9 -е классы) / Ю. Г. Григорян, А. С. Минасян. – Ереван, 2012. – 80 с. (на армянском языке).
  • Карпеев, А. Г. Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 9. – С. 5-7.
  • Клеменчук, С. П. Формирование пластичности движений девочек подросткового возраста в процессе физического воспитания: авореф. дис. … канд. пед. наук / С. П. Клеменчук. – Майкоп, 2016. – 26 с.
  • Коренберг, В. Б. Проблемы физических и двигательных качеств / В. Б. Коренберг //Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 7. – С. 2-5.
  • Курысь, В. Н. Телесно-двигательная пластичность, эстетичность и грациозность: сущность и соотношение понятий / В. Н. Курысь, Р.В. Гзирьян, В. С. Денисенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – № 4 (18). – С. 105-114.
  • Кучеренко, Г. А. Двигательная культура младшего школьника и ее влияние на личностное развитие в учебной деятельности: автореф. дис … канд. пед. наук / Г. А. Кучеренко. – Воронеж, 2005. – 24 с.
  • Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. –1995. – № 11.– С. 16-23.
  • Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. – М. : Просвещение, 1989. – 222 с.
  • Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. – М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332 с.
  • Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. – М. : Изд.»Теория и практика физической культуры», 2003. – 259 с.
  • Сляднева, Л. Н. Телесно-двигательная пластика: теория и практика : монография / Л. Н. Сляднева. – Ставрополь : Изд. «СТРАВРОЛИТ», 2013. – 236 с.
  • Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. – Т.2. – М. : Физкультура и спорт, 1976. – с. 167.
  • Чатинян, А.А. Онтогенез точности движений человека / А. А. Чатинян. – Ер. : Эдит Принт, 2007. – 136 с.
  • MacLean J. «Teachers as Agents of Change in Curricular Reform: the Position of Dance Revisited». Sport, Education and Society. 2018, 23 (6). – p. 563-577.
  • Mattsson, T., Lundvall S. »The Position of Dance in Physical Education». Sport, Education and Society.-2015, 20 (7). – p. 855-871.