Навигация

Статья

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (0.3 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Гилев Геннадий Андреевич
Иванков Чингис Тагирович
Клусов Евгений Александрович
Комлев Михаил Алексеевич
Аннотация:

Цель исследования: провести анализ улучшения результативности биатлонистов при индивидуализированном формировании предстартового психологического состояния спортсмена-победителя. 

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников, педагогический эксперимент, тестирование, интервьюирование; использовались опросник Г. Айзека, тесты Спилбергера-Ханина и САН, методы математической статистики. Исследование проводилось с участием биатлонистов (юношей) 2-3-го спортивного разряда, разделенных по степени спортивного мастерства и количеству участников на контрольную и экспериментальную группы. Все испытуемые тренировалась по единому плану. Отличие испытуемых экспериментальной группы от спортсменов контрольной группы заключалось в том, что психологическая подготовка у испытуемых контрольной группы проводилась на протяжении годичного макроцикла, а у спортсменов экспериментальной группы была сконцентрирована в 3-недельный период перед соревнованием. 

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного педагогического эксперимента обнаружено положительное влияние психолого-педагогических воздействий на результативность соревновательной деятельности биатлонистов. Так, по завершении эксперимента на соревновательной дистанции 15 км свой лучший результат среди спортсменов экспериментальной группы показали 78% испытуемых. У спортсменов контрольной группы своих рекордных результатов добились 40%. Сравнение данных обстоятельств свидетельствует о большей эффективности использования психолого-педагогических воздействий непосредственно в течение 3 недель перед соревнованием. Результаты, полученные при выполнении психологических тестов, показывают, что самочувствие, активность и настроение в заключительной части педагогического эксперимента у биатлонистов экспериментальной группы относительно исходных данных, зафиксированных в начале эксперимента, достоверно превосходят соответствующие показатели спортсменов контрольной группы. Следовательно, биатлонисты экспериментальной группы психологически более успешно подготовлены в заключительной части эксперимента к выступлению на соревновании. 

Заключение. На этапе спортивного совершенствования повышение результативности биатлониста во многом обусловливается формированием психологического состояния спортсмена-победителя. Показано преимущество применения психолого-педагогических воздействий формирования стартовой готовности биатлонистов непосредственно перед соревнованием по сравнению с использованием этих воздействий на протяжении годового макроцикла. 

Список литературы:
  • Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г. Д. Бабушкин. – Омск : Изд-во СибГУФК. – 2012. – 328 c.
  • Вайнштейн, Л. М. Психические состояния стрелка во время стрельбы и возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов / Л. М. Вайнштейн. – М. : ДОСААФ СССР. – Режим доступа: http://www.shooting - ua.com–(Дата обращения: 10.04.2020)
  • Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 134 с.
  • Германов, Г. Н. Взгляд на закономерности спортивной подготовки в проекции учения об общих и специальных способностях в психологии / Г. Н. Германов // Спортивный психолог. – 2016. – № 2 (41). – С. 64-69
  • Германов, Г. Н. Общие и специальные способности к двигательной деятельности как предмет научного познания: научно-теоретический анализ / Г. Н. Германов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. – 2016 – № 3 – С. 81-92.
  • Гибадуллин, М. Р. Применение идеоматорных тренировок в подготовке биатлонисток высокой квалификации / М. Р. Гибадуллин, Р. Ш. Файзрахманов, И. В. Филиппов, А. Г. Закиров // Физическая культура. Спорт. – 2018. – № 4. – С. 174-181.
  • Гилев Г.А., Гладков В.Н., Формирование психологической готовности спортсмена к выступлению на соревнованиях // Сolloquium-Journal» № 8, 2017 / Physical Education And Sport. – С. 61-64
  • Гилев, Г. А. Психологическая подготовка спортсмена / Г. А. Гилев, В. В. Владыкина, В. Н. Гладков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – № 6. – 2018. – С. 291-294
  • Гилев, Г. А. К проблеме планирования тренировочных нагрузок спортсменов / Г. А. Гилев, А. А. Плешаков, Е. А. Клусов // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2016. – № 27. – С. 39-42.
  • Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта. – 4-е изд., испр. и доп. / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2012. – 312 с.
  • Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики /Т. О. Гордеева. – М. : Смысл-Академия, 2006. – 334 с.
  • Дунаев, К. С. Зависимость спортивно-технического результата от скорости бега и меткости стрельбы в биатлоне / К. С. Дунаев, Я. И. Савицкий // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 12 – С. 43-46.
  • Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 351 с.
  • Ильин, А. Б. Формирование профессиональных показателей личности спортсменов / А. Б. Ильин, С. М. Гордон // Мир образования – образование в мире. – 2011. – N 1 (41). – С. 139-143. – Библиогр.: с. 142-143.
  • Кузьмин, М. А Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптивности спортсменов к соревновательной деятельности / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 8 (78). – С. 107-110.
  • Шаров, А. В. Моделирование интенсивности тренировочных нагрузок по показателям частоты сердечных сокращений / А. В. Шаров, А. И. Шутеев, Е. С. Сидорук // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 4. – С. 161-169.