Статья
Цель исследования состоит в обобщении педагогического опыта организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии.
Методы и организация исследования. Основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования – анализ, обобщение, систематизация. Исследование проводилось в июне-декабре 2021 года в трех российских вузах: Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова – СВФУ (г. Якутск), Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I – ПГУПС (г. Санкт-Петербург), Белгородском государственном национальном исследовательском университете – БелГУ (г. Белгород). Всего было опрошено 86 преподавателей, из которых 37 работают в СВФУ, 29 – в ПГУПС, 20 – в БелГУ.
Результаты исследования. Представлена краткая характеристика респондентов по показателям возраста, пола, образования, опыта работы. Детально проанализированы, сопоставлены и обобщены ответы преподавателей физической культуры трех вузов на вопросы анкеты, направленной на выявление различных аспектов педагогической работы по организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии. В ходе исследования уточнялиось наличие опыта работы в дистанционном формате, способы подготовки к такой работе, ее техническое обеспечение, апробированные электронные ресурсы, способы взаимодействия со студентами, особенности организации учебного процесса, отношение к дистанционному формату работы, его положительные и отрицательные стороны.
Заключение. В результате обобщения полученных данных был сделан вывод о единообразии трудностей, преодолеваемых в ходе организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме, независимо от вуза и его географического положения. Преподавателями показана схожесть апробированных вариантов решений и оценочных суждений. Кроме того, очевидна идентичность технических характеристик проблемы, выражаемых в доступном арсенале ресурсной базы. Все это указывает на необходимость дальнейшей разработки структуры и содержания дистанционных технологий в обучении физической культуре, поскольку логика развития научно-технического прогресса такова, что данный подход в образовательной деятельности будет продолжать развиваться. Общее отрицательное мнение преподавателей о дистанционном формате обучения физической культуре необходимо учитывать, детально анализировать и адресно прорабатывать варианты решений, многие из которых, вероятно, потребуют принципиально новых подходов.
- Азими, С. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Сайедамин Азими. – Казань, 2017. – 27 с.
- Веселкина Т.Е. Некоторые итоги применения дистанционных технологий в обучении студентов физической культуре в период пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Мир образования – образование в мире, 2021. №4(84), С. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
- Веселкина Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81), С. 65-73.
- Ермолаева М.Е. Ретроспектива развития дистанционного обучения / М.Е. Ермолаева // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2011. №12, С. 126-130.
- Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю.Р. Петькова // Успехи современного естествознания, 2015. №3, С. 199-204.
- Смирнова А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии / А.С. Смирнова // Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, 2020. №4(41), С. 93-100.
- Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2020. №7(185), С. 414-421.
- Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения / А.А. Чигинцева // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2018. №3(19), С. 10-13.
- Anderson, T., & Dron, J. (2011). Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open and Distance Learning, 12(3). Retrieved from http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/890/1826
- Nigmatulina Iu.R. Correction of the training process in a Pandemic: implementation and prospects / Iu.R. Nigmatulina, O.G. Rumba, A.A. Skorokhodov // Proceedings of the Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kindom, November 25, 2020). Part 1. P. 187-191. DOI 10.34660/INF.2020.56.37.023.