Навигация

Статья

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (0.28 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Шайхелисламова Мария Владимировна
Дикопольская Наталья Борисовна
Ситдиков Фарит Габдулхакович
Билалова Гульфия Альбертовна
Шепынева Елена Владимировна
Аннотация:

Цель исследования: изучение реакций срочной адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) слабовидящих детей к физической нагрузке статического и динамического характера. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие девочки 7 и 9 лет, обучающиеся в ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Оценка функционального состояния ССС проводилась по показателям насосной функции сердца и артериального давления с использованием реографического комплекса «Рео-Спектр», включающего аналого-цифровой преобразователь; тонометра Omron M2 Basic (НЕМ7121-RU) с педиатрической манжетой. В качестве функциональных проб применяли дозированную локальную статическую нагрузку в виде динамометрического теста, а также дозированную физическую нагрузку по Мартине-Кушелевскому.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что у девочек с нарушением зрения реакция ССС на дозированную статическую и динамическую нагрузку сопровождается увеличением систолического, диастолического, среднегемодинамического артериального давления (САД, ДАД, СГД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) при отсутствии прироста ударного объема крови (УОК). Выделяются девочки 9 лет, у которых при физической нагрузке динамического характера на фоне выраженной тахикардии и отсутствия динамики УОК отмечается снижение параметров артериального давления (АД). 

Заключение. У слабовидящих детей независимо от характера физической нагрузки адаптационные сдвиги ССС сопровождаются усилением сосудистых реакций и хронотропной функции сердца при отсутствии прироста сердечного выброса, за исключением девочек 9 лет, у которых после динамической нагрузки наблюдается падение АД. Это может указывать на признаки раннего утомления в ССС и снижение ее резервных возможностей, свидетельствовать о несформированности механизмов срочной адаптации к мышечной деятельности статического и динамического характера. 

Список литературы:
  • Буйкова, О. М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре / О. М. Буйкова, Г. М. Булнаева. – Иркутск. – 2017.
  • Ванюшин, Ю. С. Роль и значение компонентов кардиореспираторной системы спортсменов при адаптации к функциональным нагрузкам / Ю. С. Ванюшин, Н. А. Федоров, Г. К. Хузина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – Том 16, № 2. – С. 101-105.
  • Всемирный доклад о проблемах зрения [World report on vision]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. 181 с. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  • Павлова, Т. В. Изучение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у школьников в возрасте 11-14 лет с патологией зрения /Т. В. Павлова, Н. Б. Пилькевич В. В. Дычко // Медицинский вестник Юга России. – 2017. – № 1. – С.70-74.
  • Пушкарь, Ю. Т. Автоматизированное определение минутного объема крови методом реографии / Ю.Т. Пушкарь, А.А. Цветкова, Г.И. Хеймец // Бюл. Всесоюз. кардиол. науч. центра АМН СССР. - 1980.- №1. - С.45.
  • Семенович А.А. Новая формула расчета среднего гемодинамического давления с использованием показателя частоты сердечных сокращений / А. А. Семенович // Медицинский журнал. – 2018. – №2. – С. 87-90.
  • Спивак, Е. М. Синдром вегетативной дистонии в раннем и дошкольном детском возрасте / Е. М. Спивак. – Ярославль. – 2003. – С.41-43
  • Тинькова, Е. А. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения : учебное пособие / Е. А. Тинькова, Г. Ю. Козловская // Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2009. – 137 с.
  • Шайхелисламова, М. В. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее адаптации к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения / М. В. Шайхелисламова, Н. Б. Дикопольская, Г. А. Билалова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 76–84. DOI: 10.14529/hsm210209
  • Шибкова, В. Г. Гипокинезия и ее влияние на организм / В. Г.Шибкова, И. В. Алешин // Вопросы современной науки и практики. – 2015. – № 1. – С. 145-154.
  • Яковлев, Г. М. Типы кровообращения здорового человека: Нейрогуморальная регуляция минутного объема кровообращения в условиях покоя. 1. Гиперкинетический тип / Г. М. Яковлев, В. А. Карлов // Физиология человека. – 1992. – Т. 18, № 6. – С. 86.
  • Akınoğlu B. Determination of physical fitness level in children with hemiparetic and diparetic cerebral palsy / B. Akınoğlu, K. Nezire // Turkish J Physiother Rehabil. – 2018. – 29:11-18.
  • Karakoc O. The investigation of physical performance status of visually and hearing impaired applying judo training program / O. Karakoc // J Educ Train Stud. – 2016. – b. – 4:10-17.
  • Li Shufeng. Effects of physical exercise on macular vessel density and choroidal thickness in children / Shufeng Li, Yiguo Pan, Jingjing Xu, Xue Li, Daniel P. Spiegel, Jinhua Bao // Sci Rep. – 2021. – Jan 21;11(1):2015.
  • Ong Sharon R. Physical activity, visual impairment, and eye disease / Sharon R Ong, Jonathan G Crowston, Paul D Loprinzi, Pradeep Y Ramulu // Eye (Lond). – 2018. – Aug;32(8):1296-1303.
  • Sadowska D. Assessment of Physical Activity of People with Visual Impairments and Individuals who Are Sighted Using the International Physical Activity Questionnaire and Actigraph / Dorota Sadowska, Justyna Krzepota // Journal of Visual Impairment & Blindness. – March 2015. – 109(2):119-129.
  • Shaykhelislamova, M. V. Age changes of parameters of the cardiovascular system in children with violation / M. V. Shaykhelislamova, N. B. Dikopolskaya, G. A. Bilalova, N. A. Shepeleva, T. L. Zefirov // Drug Invention Today. – 2018. – Vol. 10, N 2. – P. 2972-2976.
  • Szalai Irén. The Effect of Physical Exercise on the Retina and Choroid / Irén Szalai, Fanni Pálya, Anita Csorba, Miklós Tóth, Gabor Mark Somfai // Klin Monbl Augenheilkd. – 2020. – Apr;237(4):446-449.