Навигация

Статья

Социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования (0.27 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Науменко Юрий Владимирович
Аннотация:

Цель – разработать теоретико-методологическое обоснование педагогики спорта как самостоятельного направления научного исследования общей педагогики. Методы исследования: анализ социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)» с использованием концептуальных положений социальной философии, социологии трудовой деятельности и социально-культурной концепции здоровьеформирующего образования (Ю.В. Науменко). Результаты. Обосновывается социально-культурное различие близких (но не родственных) феноменов «физическая культура» и «спорт (спортивная деятельность)». Предлагается новая социально-культурная трактовка понятий «спорт (спортивная деятельность)», «спортивные соревнования» и «спортивная подготовка» как проявлений общечеловеческой культуры. Раскрывается содержание гуманистической, созидательной и ценностно-регулятивной функций спорта (спортивной деятельности) как части общечеловеческой культуры. Описывается личностно ориентированное и ресурсно-прагматическое отношение к спорту (спортивной деятельности) и их проявление на практике (в частности, по отношению к детскому спорту). Доказывается, что социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» является проявлением трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере, подчиняющейся общим закономерностям трудовой деятельности, при этом обладающей специфическими. Формулируются объект и предмет изучения педагогики спорта (спортивной деятельности) как самостоятельного направления общей педагогики. Уточняются научная проблема, теоретическая и практическая задачи педагогики спорта (спортивной деятельности).

Список литературы:
  1. Захаров, М. А. Социология спорта : учебно-методическое пособие / М. А. Захаров. – 2-е изд., перераб. и допол. – Смоленск : СГАФКСТ, 2008. – 212 с.
  2. Курамшин, Ю. Ф. Спортивные высшие достижения, их социокультурные ценности и антиценности: теоретико-методологический аспект : Учебное пособие / Ю. Ф. Курамшин. – СПб. : ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 146 с.
  3. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : Учеб. пособие / Л. И. Лубышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
  4. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : Учеб. для завершающего уровня высш. физкультур. образования / Л. П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010. – 340 с.
  5. Науменко, Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 5(14). – С. 115-146.
  6. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия / Ю. В. Науменко // Вестник МГУ: Серия 20 Педагогическое образование. – 2015. – № 3. – С. 52-66.
  7. Столяров, В. И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте: Философия спорта / В. И. Столяров, А. А. Передельский, М. М. Башаева. – М. : Советский спорт, 2015. – 464 с.
  8. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В. И. Столяров. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 400 с.
  9. Фискалов, В. Д. Теоретико-методологические аспекты практики спорта : учебное пособие / В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин. – М. : Спорт, 2016. – 352 с.