Навигация

Статья

Активизация лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки (1.66 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Горшков Никита Иванович
Кривошеева Ольга Робертовна
Аннотация:

Активная лидерская позиция учителя физической культуры способствует более эффективному выполнению задач физического воспитания, выступая одновременно отражением педагогического авторитета в ученической среде и показателем профессиональной успешности педагогической деятельности. Цель – разработать и обосновать методику активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры, экспериментально проверить её эффективность в процессе профессиональной подготовки. Материалы и методы: В качестве дополнения к известным средствам профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предлагается: - выполнение заданий организационно-деятельностных игр, совместное решение задач, предоставляющее каждому студенту возможность стать непосредственным участником процесса лидерства, активное участие в котором способствует формированию навыка эффективного руководства практической деятельностью группы и первоначального опыта лидерской деятельности; - организация практических занятий с использованием ресурсных карт, работа с которыми способствует самостоятельному поиску и принятию обоснованных решений ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность учителя физической культуры, что способствует совершенствованию опыта лидерской деятельности, полученного в процессе решения задач организационно-деятельностных игр. Результаты: Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений когнитивного компонента (осмысленность, обучаемость, познавательность) у 38% студентов экспериментальной группы; лидерских умений коммуникативно-рефлексивного компонента (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия) у 52% студентов экспериментальной группы; лидерских умений организационно-деятельностного компонента (организованность, ответственность, мобильность) у 46% студентов экспериментальной группы; лидерских умений личностно-творческого компонента (инициативность, креативность, потребность в достижениях) у 44% студентов экспериментальной группы.

Список литературы:
  1. Бикмухаметов, Р. К. Модель интеграции инновационных образовательных комплексов профессиональной подготовки кадров отрасли «Физическая культура и спорт» / Р. К. Бикмухаметов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 4. – № 3. – С. 19 – 28.
  2. Кадомцев, В. В. Формирование профессиональной готовности студентов факультета физической культуры и спорта на основе реализации задачного подхода : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Кадомцев. – Пенза, 2006. – 216 с.
  3. Ануфриенко, Л. В. Организация работы со студентами по формированию и развитию их лидерских качеств / Л. В. Ануфриенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2016. – № 15. – С.47-53.
  4. Зорина, А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Зорина. – Н. Новгород, 2009. – 217 с.
  5. Горшков, Н. И. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации / Н. И. Горшков, О. Р. Кривошеева // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – № 2 (13). – С.125-134.
  6. Елисеев, И. А. Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства / И. А. Елисеев // Молодой учёный. – 2017. – № 21 – 1 (155) – С. 5-7.
  7. Goleman, D. Primal Leadership: The Hidden Driver of Great Performance. Harvard Business Review / D. Goleman, R. Boyatzis. – 2002. – P. 17-24.
  8. Ларина, А. А. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств студентов / А. А. Ларина // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 10. – № 12. – С. 184-186.
  9. Лухменева, Е. П. Психолого-педагогическая модель формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса : дис. ... канд. психол. наук / Е. П. Лухменева. – Самара, 2015. – 251 с.
  10. Лаврентьева, С. Ю. Педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособных лидерских качеств студентов вуза / С. Ю. Лаврентьева // Вестник Марийского гос. университета. – 2017. – Т. 11. – № 2 (26). – С. 49-52.
  11. Мокрецова, Н. М. Формирование лидерских качеств у курсантов в процессе изучения иностранного языка / Н. М. Мокрецова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2017. – № 1(80). – С. 76-82.
  12. Salahuddin, M. M. Generation differences impact on leadership styles and organizational success. Journal of Diversity Management / M. M. Salahuddin. – 2010. – P. 7-16.
  13. Павлова, О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Павлова. – Кострома, 2004. –165 с.
  14. Иванова, А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Иванова. – Челябинск, 2010. – 207 с.
  15. Медведева, Т. В. Оптимизация процесса развития лидерского потенциала руководителя : дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Медведева. – М., 2010. – 191 с.