Навигация

Статья

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА (0.24 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Гарифуллин Руслан Шамилевич
Хайруллин Рафаэль Равильевич
Зенуков Игорь Альбертович
Шинкарев Владимир Васильевич
Умутбаев Ильнур Ленарович
Аннотация:

Цель исследования – экспериментальная проверка эффективности адаптивной технологии, действие которой направлено на повышение физической активности и успеваемости студентов вуза.

Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ и статистическая обработка полученного в ходе реализации педагогического эксперимента материала. Организация исследования предполагала подтверждение сформулированной гипотезы, согласно которой адаптивная технология, выстроенная на основе нелинейного подхода и позволяющая учитывать интервенции всех компонентов поведенческих реакций человека, положительно отразится на траектории физической активности и академической успеваемости студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования была осуществлена экспериментальная проверка эффективности адаптивной технологии, направленной на повышение физической активности учащейся молодежи и выстроенной на предписании ежедневно изменяемых целей на основании данных, полученных в ходе организации обратной связи и посредством процентильного рангового алгоритма, основанного на индивидуальном поведенческом профиле каждого из участников педагогического эксперимента. Из полученных в результате эксперимента данных видно, что между физической подготовленностью студентов и их успеваемостью имеется прямо пропорциональная зависимость, с улучшением физической подготовленности студентов увеличивается средний балл успеваемости, что подтверждает гипотезу о том, что дополнительные занятия спортом позволяют повысить успеваемость студентов.

Заключение. Опираясь на представленные в настоящем исследовании данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, их анализ и статистическую обработку, можно заключить, что предложенная нами адаптивная технология организации физической активности учащейся молодёжи эффективнее традиционно используемой. Полученные результаты позволяют нам констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы исследования об эффективности предложенной адаптивной технологии.

Список литературы:
  • Власова, В. П. Возможности БОС-технологий в адаптивном физическом воспитании и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / В. П. Власова // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 8. – С. 32-34.
  • Голикова, Е. М. Реализация технологии индивидуальных образовательных траекторий в системе адаптивного физического воспитания студентов с ОВЗ / Е. М. Голикова, А. Д. Лебедев // Физическое воспитание и спорт в жизни человека. – 2016. – С. 90-94.
  • Голикова, Е. М. Технология социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания / Е. М. Голикова // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2018. – № 4 (33). – С. 51-56.
  • Деобальд, Н. В. Особенности применения современных оздоровительных технологий в подготовке специалистов по адаптивной физической культуре / Н. В. Деобальд // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 1 (1). – С. 48-51.
  • Наскалов, В. М. Педагогические технологии адаптации организма студентов к требованиям избранной специальности / В. М. Наскалов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 143-147.
  • Свечкарёв, В. Г. Обоснование педагогической технологии физического воспитания, базирующейся на использовании искусственной среды адаптивного воздействия / В. Г. Свечкарёв, Е. Д. Ломакина, С. В. Поляков, М. В. Семенцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 3. – С. 23-26.
  • Семенкова, Т. Н. Социально-педагогические и психолого-физиологические подходы к сохранению и укреплению здоровья в системе образования / Т. Н. Семенкова, О. Б. Лысых // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 13-24.
  • Федякина, Л. К. Технология адаптивного физического воспитания студентов на занятиях физической культурой в вузе / Л. К. Федякина, Ж. Г. Кортава, Н. В. Скорик // Символ науки. – 2015. – № 11-2. – С. 167-170.
  • Ханжиева, А. Я. Особенности адаптивного физического воспитания детей и подростков в республике Адыгея / А. Я. Ханжиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – 2009. – № 3. – С. 327-331.
  • Эльгайтаров, А. А. Принципы проектирования и условия реализации образовательных технологий в адаптивной физической культуре студентов вузов / А. А. Эльгайтаров, С. С. Енокаева, К. Х. Д. Батчаева, В. А. Петьков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 386-389.
  • Brown H.E, Whittle F, Jong S.T, Croxson C, Sharp S.J, Wilkinson P, et al. A cluster randomized controlled trial to evaluate the effectiveness and cost-effectiveness of the Go Active intervention to increase physical activity among 13-14-year-old adolescents. BMJ Open 2017;7: e014419. doi:10.1136/bmjopen-2016-014419.
  • Larsson I, Staland-Nyman C, Svedberg P, Nygren J.M, Carlsson I.M. Children and young people’s participation in developing interventions in health and well-being: a scoping review. BMC Health Serv Res doi:10.1186/s12913-018-3219-2.
  • Owen M.B, Kerner C, Taylor S.L, Noonan R.J, Newson L, Kosteli M.C, et al. The feasibility of a novel school peer-led mentoring model to improve the physical activity levels and sedentary time of adolescent girls: the girls peer activity (G-PACT) project. Children (Basel) 2018; doi:10.3390/ children5060067.
  • Watson A., Timperio A., Brown H., Best K., Hesketh K.D. Effect of classroom-based physical activity interventions on academic and physical activity outcomes: a systematic review and meta-analysis Int J BehavNutrPhys Act, 14 (2017), p. 114, 10.1186/s12966-017-0569-9.
  • Martin R, Murtagh E.M. Effect of active lessons on physical activity, academic, and health outcomes: a systematic review. Res Q Exerc Sport, 88 (2017), pp. 149-168.
  • Sebire S.J, Banfield K, Campbell R, Edwards M.J, Kipping R, Kadir B, et al. Development and feasibility cluster randomized controlled trial of a Peer-Led physical Activity intervention for Adolescent girls (PLAN-A). Available at: https://www.journalslibrary.nihr.ac.uk/programs/phr/.