Навигация

Статья

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ (0.21 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Горская Галина Борисовна
Аннотация:

Представленное исследование побуждено противоречием между объективным ростом значимости психологических факторов в обеспечении конкурентоспособности спортсменов и отсутствием научно обоснованной и сложившейся системы психологического сопровождения многолетней подготовки спортсменов.

Цель проведенного исследования – установление ресурсов и барьеров совершенствования психологического сопровождения высококвалифицированных спортсменов.

Метод и организация исследования. Исследование проведено методом теоретико-методологического анализа. Его основу составляют положения известного психолога и методолога Я.А. Пономарева о соотношении уровня развития науки и ее прикладного потенциала.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что наиболее существенным барьером совершенствования психологической поддержки спортсменов является недостаточная разработанность психологической теории включения личности в спортивную деятельность. Показано, что теоретическое осмысление даже части психологических проблем спортсменов позволяет про-активно создавать психологические ресурсы для снижения вероятности их возникновения у спортсменов высокого класса. Это подтвердили исследования эффектов ранней профессионализации спортсменов младшего школьного и подросткового возраста. Они показали, что в каждом из указанных возрастных периодов имеются предпосылки для формирования как психологических ресурсов, способствующих успешному спортивному совершенствованию, так и барьеров, осложняющих этот процесс. Установлено, что закономерной причиной негативных либо позитивных эффектов включения детей в занятия спортом является степень соответствия требований спортивной подготовки личности спортсменов и магистральной для конкретного возраста линии психического развития. В формирующих экспериментах доказана возможность про-активного развития психологических ресурсов успешности деятельности спортсменов и профилактики возникновения психологических барьеров, препятствующих росту мастерства спортсменов.

Заключение. К ресурсам совершенствования психологической поддержки спортсменов отнесены: про-активный подход к психологическому сопровождению подготовки спортсменов, уточнение состава психологических ресурсов, необходимых спортсменам, на основе создания психологической теории включения спортсменов в спортивную деятельность; определение специфики задач психологического сопровождения подготовки спортсменов на разных этапах спортивной карьеры, качественная подготовка спортивных психологов, улучшение психологического образования тренеров.

Список литературы:
  • Веракса, А. Н. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии / А. Н. Веракса, С. В. Леонов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 78-84.
  • Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 176с.
  • Горская, Г. Б. Опережающая постановка задач как стратегия психологического сопровождения подготовки спортсменов / Г. Б. Горская // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки, подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университета (Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г.) В четырех частях. Часть 3. – Минск : БГУФК, 2017. – С. 76-78.
  • Горская, Г. Б. Психологические ресурсы и барьеры самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры / Г. Б. Горская // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11-12 мая 2017 г.) / под общей ред. Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина. – М. : РГУФСМиТ, 2017. – С. 128-132.
  • Горская, Г. Б. Динамика регуляции психической устойчивости команды на протяжении соревновательного сезона / Г. Б. Горская, В. Г. Дыдарь // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 8. – https://doi.org/10.24158/spp2017.8.7
  • Горская, Г. Б. Сравнительная оценка спортивной и научно-исследовательской деятельности как психологического ресурса повышения готовности к социализации в юношеском возрасте / Г. Б. Горская, В. А. Масленникова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 12. – С. 134-139.
  • Грачев, А. А. Перспективы практико-ориентированной психологии в контексте тенденций развития психологической науки / А. А. Грачев // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 117-121.
  • Грецов, А. Г. Социальный интеллект молодых спортсменов / А. Г. Грецов, Д. С. Зайко, И. В. Дмитриев, Я. В. Чежина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 273-278.
  • Диких, К. В. Теоретическое и экспериментальное обоснование интеллектуальной психологической подготовки спортсменов / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психологические и педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 100-115.
  • Кузьменко, Г. А. Стилевые проявления когнитивной гибкости тренера и особенностей ее развития в процессе профессиональной деятельности / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Е. А. Леванова, В. С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 440. – С. 167-174.
  • Кузьменко, Г. А. Актуализация когнитивных стилей деятельности юных спортсменов в ситуационных видах спорта как условие повышения их конкурентоспособности / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким. // Живая психология. – 2020. – № 2 (26). – С. 9-19.
  • Ловягина, А. Е. Метакогнитивные процессы как предикторы психологической подготовки спортсменов / А. Е. Ловягина, Л. А. Облачкова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2018. – № 5 (159). – С. 377-380.
  • Ольшанская, С. А. Особенности формирования субъектной позиции спортсменов юношеского возраста / С. А. Ольшанская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – № 1. – С. 21-26.
  • Пирожкова, В. О. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов и их способность произвольной регуляции / В. О. Пирожкова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2013. – № 4. – С. 279-283.
  • Пономарев, Я. А. Проблемы перестройки практической психологии / Я. А. Пономарев, И. М. Гаджиев // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9, № 2. – С. 20-26.
  • Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры / Н.  Б. Стамбулова. – СПб. : Издательство «Центр карьеры». – 1999. – 368 с.
  • Хвацкая, Е. Е. Ретроспективный подход к исследованию двойной карьеры у спортсменов / Е. Е. Хвацкая, Н. Е. Латышева // Спортивный психолог. – 2018. – № 1 (48). – С. 45-48.
  • Birrer D., Wetzel J., Schmidt J., Morgan J. Analysis of sport consultancy at three Olympic Games: facts and figures. //Psychology of sport ajnd exercise. 2012. V.13. P. 702-710.
  • Brown D.J.., Arnold R., Standage M., Fletcher D. A longitudinal examination of Thrivingin sport performance //Psychology of sport and exercise. 2021, v.56. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2021.101934
  • Cook G.M., Fletcher D., Peyrebrune M. Olympic coaching excellence: a quantitative study of psychological aspects of Olympic swimming coaches // Psychology of sport and exercise. - 2021.V.53. https://doi.org/10.1016/j.psychsport. 2020.101876.
  • Debois N., Ledon A., Wylleman P. A lifespan perspective on the dual career of elite male athletes // Psychology of sport and exercise, 2015, vol.21, p.15-26.
  • Fletcher D., Arnold R. Stress in sport. The role of organizational environment. //An organizational psychology of sport: key issues and practical application. N.-Y.: Routledge. 2017. P. 83-100.
  • Harris D.J., Vine S.J., Eyesenck M.W. Psychological pressure and compounded errors during elite-level tennis // Psychology of sport and exercise. 2021, v.56. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2021.101987.
  • Keegan R.J., Harwood C.C., Spray M., Lavallee D. A qualitative investigation of the motivational climate in elite port // Psychology of sport and exercise. 2014. V.15. p. 97-107.
  • Oblender-Peler V., Krenn B. “Time for recovery” or “Utter uncertainty”? The postponement of the Tokio 2020 Olympic games through the eyes of Olympic athletes and coaches. A qualitative study. //Frontiers in psychology, 2020, 11. DOI https://doi.org/103389/fpsyg.2020.610856.
  • Ruiz M.S., Robazza C., Nolvalen A., Haahanen S., Duda J.L. Coach-related motivational climate and athletes adaptation to psychological stress: tempjral motivation-emotion interplay // Frontiers in psychology. 2019. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00617
  • Sarkar M., Hilton N.K. Psychological resilience of Olympic medal - winners coaches: a longitudinal study // International sport coaching Journal. 2020. V.7. P.209-219.
  • Storm L.K., Henriksen K., Stambulova N.B., Cartigny E., Ryba T.V., Brandt K., Ramis Y., Erpic S.K. Ten essential features of European dual career development: a multiple case study // Psychology of sport and exercise. – 2021, V.54. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2021.101918.
  • Weiss M.R., Moehnke H.J., Kipp L.E. A united front: coach and teammate motivational climate and team cohesion among female adolescent athletes. //International journal of sport science & coaching. 2021. April 13. https://doi.org/10.1177/17479541211000905.
  • Wylleman P. Sport psychologist assisting young talented athletes faced with career transitions. //Sport psychology for young athletes. Eds. Knight C.J., Harwood C.G., Gould D. N.-Y.: 2018, Routledge, p.141-153.