Навигация

Статья

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (0.3 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Кашин Андрей Михайлович
Кузнецов Александр Семенович
Аннотация:

Ситуативность вольной борьбы как вида спорта, интенсивность и темп поединков определяют необходимость быстроты простых и сложных реакций спортсменов, требуют от них высокой скорости переработки и анализа специфической информации и принятия верного технико-тактического решения в ответ на действия соперника в ходе реального времени. Многообразие ациклических движений, выполняемых в спортивной схватке с переменной интенсивностью в соответствии с необходимостью своевременного реагирования на активность противоборствующего соперника, заставляет борцов проявлять находчивость, стремиться к нестандартным способам решения тактических задач, что возможно только на основе достаточной координационной подготовленности спортсменов. 

Цель исследования: повышение уровня координационной подготовленности борцов вольного стиля 12-13 лет. 

Материалы и методы. Педагогический эксперимент с применением разработанной методики развития координации борцов вольного стиля на учебно-тренировочном этапе осуществлялся в течение 6 месяцев: с ноября 2023 года по апрель 2024 года на базе Спортивного клуба «Легионер» г. Набережные Челны Республики Татарстан, Россия. В исследовании принимали участие 20 спортсменов 12-13 лет, имеющих II и III спортивные разряды, занимающихся на учебно-тренировочном этапе первого года. 

Результаты. Анализируя показатели тестирования, можно отметить при исходных примерно равных значениях в обеих группах значительные положительные сдвиги, произошедшие у спортсменов ЭГ к концу педагогического эксперимента. В КГ показатели также улучшились, но не так значительно, как в ЭГ. 

Заключение. Установлено, что внедренные в учебно-тренировочный процесс предложенные нами упражнения повышают эффективность подготовки борцов вольного стиля, о чем свидетельствуют показатели контрольных упражнений, которые у спортсменов экспериментальной группы оказались достоверно лучше, чем у спортсменов контрольной, в пяти тестах из семи.

Список литературы:
  1. Кузнецов, А. С. Организационно-методические основы многолетней подготовки борцов греко-римского стиля // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – № 11(1). – С. 47-56.
  2. Беляева, А. В. Развитие общей подготовки борцов вольного стиля с применением якутских национальных видов спорта / А. В. Беляева,В. Ф. Данилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2023. – № 18(4). – С. 6-11.
  3. Львова А.К. Аспекты физического воспитания студентов вуза в рамках формирования здорового образа жизни // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 141-146. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-141-146.
  4. Мониторинг техники спортивного поединка в вольной борьбе – 2019 / К. С. Лавриченко, В. С. Зоммер, Ф. Ю. Потанин, К. К. Лавриченко // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: Материалы X Юбилейной международной научно-практической конференции. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. – 2020. – С. 220-225.
  5. Куванов, В. А. Двигательно-координационная подготовка юных борцов вольного стиля / В. А. Куванов, М. В. Алексеев, М. В. Купреев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4(170). – С. 171-174.