Статья
Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе подвижных игр дидактической направленности, обеспечивающих стимулирование физических качеств и познавательных способностей.
Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод контрольных тестов оценки показателей физической подготовленности и познавательных способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Проведено анкетирование 125 родителей детей с интеллектуальными нарушениями. Обследованы 24 школьника с легкими интеллектуальными нарушениями. Проведен анализ показателей физической подготовленности и познавательных способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями по 11 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормативными показателями.
Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития физических качеств и познавательных способностей разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями, состоящая из пяти взаимосвязанных разделов: раздел 1 – игры дидактической направленности, развивающие быстроту; раздел 2 – игры дидактической направленности, развивающие ловкость; раздел 3 – игры дидактической направленности, развивающие скоростно-силовые качества; раздел 4 – игры дидактической направленности, развивающие гибкость; раздел 5 – игры дидактической направленности, развивающие равновесие. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 9 месяцев.
Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей физических качеств и познавательных способностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Белова, Д. В. К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей среднего школьного возраста / Д. В. Белова. – Текст: электронный // Студенческий форум. – 2019. – № 4 (55). – С. 16-19
Вербина, В. И. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья / В. И. Вербина, С. А. Дробышева – 1-е изд. – Москва: 2012 – С. 231-234. – ISBN 953-02330 – Текст: непосредственный.
Гаврилушкина, О. П. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах / О. П. Гаврилушкина, А. А. Егорова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 152-157.
Касмакова, Л. Е. Новые технологии в образовательном процессе детей с умственной отсталостью / Л. Е. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 19, № 2(19). – С. 39-45. – EDN RTFUZN.
Касмакова, Л. Е. Применение сенсорно-динамического зала "Дом Совы" в развитии психических и физических качеств детей с расстройством аутистического спектра / Л. Е. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 137-146. – DOI 10.36028/2308-8826-2022-10-1-137-146. – EDN NNGHGI
Inchulcar S., Venugopal R. The effect of a ten-week physical education training programme on mentally retarded children / S. Inchulcar, R. Venugopal // The Asian Man. – 2012. - № 2. – P. 166-170. – Text: electronic
King M, Shields N, Imms C, Black M, Ardern C. Participation of children with intellectual disability compared with typically developing children. ResDevDisabil2013;34(5):1854-62.
Kocic M. Physical Activity in Adolescent with Mental Retardation: Is Adapted Basketball Training Adequate Stimulus to Improve Cardiorespiratory Fitness and Sport Skills Performance? / M. Kocic // ActafacultatismedicaeNaissensis. – 2017. – № 34(2). – P. 159-168. – Text: electronic
Lloyd M, Temple VA, FoleyJT. International BMI comparison of children and youth with intellectual disabilities participating in Special Olympics.Res Dev Disabil 2012;33(6):1708-14.
Motor performance of children with mild intellectual disability and borderline intellectual functioning / P .J. Vuijk, E Hartman, E Scherder, C Visscher // J. Intellect. Disabil. Res. – 2010. – Vol. 54, № 11. – P. 955-965. – Text: electronic
Pitetti KH, Beets MW, Combs C. Physical activity levels of children with intellectual disabilities during school. Med Sci Sports Exerc. 2009 август; 41 (8): 1580-6. doi: 10.1249/MSS.0b013e31819d4438. PMID: 19568202.