Статья
Цель исследования: изучить сочетание двигательных способностей с высоким и с низким темпом прироста в различные периоды естественного возрастного развития.
Организация исследования. В исследованиях приняли участие школьники 3-11-х классов восьми возрастных групп в количестве 262 школьников, тестирование проводилось в период начала учебных занятий и по окончании учебного года.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье отмечается, что выявление сензитивных периодов той или иной способности или функциональной системы не дает четкого представления об индивидуальных особенностях возрастного развития. Приведенные в статье данные показывают определенную сопряженность развития двигательных способностей в процессе взросления. В результате определенное сочетание двигательных способностей дает информацию о возможности прогнозирования технологии в системе физического развития.
Заключение. Выявленное сочетание способностей с высоким и низким темпом прироста в различные возрастные периоды позволяет прогнозировать технологию их физического развития и соответственно индивидуализировать этот процесс. В результате изучение только возрастных изменений имеет ограниченное значение и должно дополняться содержательным анализом, наиболее адекватно отражающим закономерности развития детей и подростков. При этом чаще обращаются к унификации и стандартизации объекта исследования и в меньшей степени – к изучению его индивидуальности. Одновременно не следует и отождествлять возрастные и индивидуальные особенности.
Губа, В. П. Сензитивные периоды развития детей / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, Е. Е. Ачкасов. – Москва : Изд-во Спорт, 2021. – 176 с.
Калашникова, М. Б. О модели возрастной сенситивности / М.Б. Калашникова // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 98-106.
Лагуткина, И. А. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста / И. А. Лагуткина, И. В. Прихода // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры : материалы VII международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 24-25 марта 2022 года. Том 2. – Донецк : Донецкий национальный университет, 2022. – С. 29-38.
Мухина, М. П. Физическая подготовленность младших школьников в условиях направленного и комплексного физического воспитания / М. П. Мухина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12, № S1 – С. 169-174 . DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S1-169-174.
Никитюк, Б. А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б. А. Никитюк, Р. С. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. – Москва, 1993. – С. 252-260.
Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях : словарь-справочник / Сост. Е. Н. Сурков. Под общ. ред. В. У. Агеевца. – Санкт-Петербург : ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 451 с.
Сравнение сенситивных периодов развития физических качеств мальчиков и девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом / А. П. Скородумова, С. Д. Семенова, Н. С. Долгих [и др.] // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 4. – С. 27-33.
Скородумова, А. П. Периоды ускоренного развития физических качеств юных теннисисток / А. П. Скородумова, С. Д. Семенова, Н. С. Долгих // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 20-23.
Drabik, J. (1990). Uwarunkowania somaticzne wytrzymalosci drieci i mtoziezy, Wychow. fi z. i sport, No 2, pp. 25-35.
Whithall J. (2003) «Development of locomotor coordination and control in children», In: G.J.P. Savelsberg, K. Davids and J. Van Der Kamp, eds., Development of Movement Coordination in Children, 1st ed. London: Routledge, pp. 251-270.
French, D.N., Jones, T. and Kraemer, W.J. (2014). Strength development in youths. In: R.S. Lloyd and J.L. Oliver, eds., Strength and conditioning for young athletes: Science and application, 1st ed. London; New York: Routledge, pp. 66-79.