Навигация

Статья

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (0.25 Mb, pdf) Прочитать
Авторы:
Науменко Юрий Владимирович
Аннотация:

Цель исследования: дать корректное (с точки зрения семантики и логики построения терминов) обоснование понятий «субъектность личности в физической культуре» и «субъектность личности в спорте (спортивной деятельности)» и представить базовую характеристику понятия «субъектность личности в физической культуре».

Методы исследования: теоретико-методологический анализ опубликованных работ по проблеме проявления субъектности личности в физической культуре и спортивной деятельности в плане развития терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Представленные результаты соответствуют направлениям исследований по научным специальностям 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка» (направление 4.2) и 5.8.5 «Теория и методика спорта» (направление 5.4) – развитие терминологии и тезауруса в области физической культуры и спорта. Авторская трактовка понятия «субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности» открывает новые перспективы в теоретико-методологическом осмыслении существующего опыта педагогических исследований и педагогической практики по обретению занимающимися субъектности в физкультурно-оздоровительной деятельности и в более объективной (с теоретико-методологических позиций) оценке предлагаемых методов, методик и технологий физкультурно-оздоровительной деятельности по степени влияния на обретение субъектности занимающихся этой деятельностью.

Заключение. Фактически предлагается новая теоретико-методологическая основа для проведения актуальных исследований в соответствии с рекомендациями РАО И ВАК России по проектированию процесса освоения физической культуры различными возрастными группами занимающихся (в том числе с различными психофизиологическими особенностями и различным уровнем физической подготовки) с направленностью на воспитание у его участников субъектности на основе прочного теоретико-методологического знания, а не субъективистских представлений о том, как должна выглядеть субъектность личности в физкультурно-оздоровительной деятельности. 

Список литературы:
  • Бянкина, Л. В. Физическая культура как пространство развития субъектности личности : монография / Л. В. Бянкина; Министерство спорта Российской Федерации, Дальневосточная государственная академия физической культуры. – Хабаровск : ДВГАФК, 2017. – 116 с.
  • Виленский, М. Я. Формирование культуросообразного отношения студента к себе как субъекту физкультурно-спортивной деятельности / М. Я. Виленский // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры : материалы международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора М. Я. Виленского (Москва, 12 сентября 2018 г.) / Международная академия наук педагогического образования. – Москва : Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. – С. 7-18.
  • Гафаров, Р. Ю. Методологические основания исследования физической культуры как социального ресурса в развитии социальной субъектности / Р. Ю. Гафаров, Т. В. Армянинова, Р. Р. Гарифуллин [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 62-72. – DOI 10.14526/01_2018_284.
  • Данилов, С. А. Формирование субъектной готовности студентов вуза к инновационной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта / С. А. Данилов, Ф. Г. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 6 (119). – С. 88-93.
  • Лахтин, А. Ю. Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта / А. Ю. Лахтин // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 393. – С. 204-208. – DOI 10.17223/15617793/393/32.
  • Лубышева, Л. И. Развитие субъектности личности в контексте ценностей физической культуры / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 8. – С. 101-107.
  • Науменко, Ю. В. Социально-культурный подход к обоснованию спортивной деятельности / Ю. В. Науменко // Олимпийский спорт и подготовка кадров: системный, культурологический, гендерный подходы: Коллективная монография / Под общ. ред. А. А. Сучилина и Ю. А. Зубарева; Олимпийский комитет России, Поволжская олимпийская академия, Министерство спорта Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры». – Волгоград : ООО «Принт», 2018. – С. 101-116.
  • Науменко, Ю. В. Концепция физкультурно-оздоровительной деятельности общеобразовательной организации, ориентированной на комплексное формирование социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни» / Ю. В. Науменко // Инновационные процессы маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг: теория и практика: Коллективная монография / Под общ. ред. Ю. А. Зубарева. – Саратов : Амирит, 2023. – С. 268-344.
  • Науменко, Ю. В. Теоретико-методологическое обоснование педагогики физической культуры (социально-культурный подход) / Ю. В. Науменко // Научные исследования - 2017: методологическая часть: Коллективная монография / Под научной редакцией И. П. Денисовой. – М. : ООО "Русальянс "Сова", 2017. – С. 80-108.
  • Родин, Ю. И. Проблема субъектности в здоровьесбережении детей дошкольного возраста / Ю. И. Родин, Е. Н. Лушникова, А. В. Мишина // Наука и школа. – 2023. – № 2. – С. 163-176. – DOI 10.31862/1819-463X-2023-2-163-176.
  • Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  • Слободчиков, В. И. Антропологические перспективы научной школы В. В. Давыдова / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Психологическая наука и образование. – 2010. – Т. 15, № 4. – С. 30-41.
  • Юсупов, И. Р. Сущностные характеристики и формирование субъектной позиции будущего специалиста в физкультурно-оздоровительной деятельности / И. Р. Юсупов // Педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 90-97.
  • Gustavo González-Calvo, David Hortigüela-Alcalá, Juan-Miguel Fernández-Balboa. Foci and factors that contribute to physical educators’ construction of their professional body subjectivities: a qualitative study // Sport, Education and Society. – 2020. – № 25:3. – С. 292-304. – DOI: 10.1080/13573322.2019.1578206
  • Malcolm Thorburn. Can physical education be meaningful: the role of embodied subjectivity in enhancing self and social learning? // Curriculum Studies in Health and Physical Education. – 2021. – № 12:1. – С. 53-66. – DOI: 10.1080/25742981.2020.1844028
  • Maquera Yanet Amanda, Bermejo-Paredes Saúl. Subjetividades y actuación pedagógica del personal docente de educación física en contextos de diversidad cultural en la región de Puno-Perú // Educare [online]. – 2021. – Vol. 25, n.2 – С. 155-173. – ISSN 1409-4258 – Точка доступа: http://dx.doi.org/10.15359/ree.25-2.9
  • Paulson S. How various ‘cultures of fitness’ shape subjective experiences of growing older // Ageing & Society. – 2005. – № 25 (2). – С. 229-244. – DOI: 10.1017/S0144686X04002971.
  • Staudinger, U.M., Fleeson, W., Baltes, P.B. Predictors of subjective physical health and global well-being: Similarities and differences between the United States and Germany // Journal of Personality and Social Psychology. – 2007. – № 76 (2). – С. 305-319. – DOI: 10.1037/0022-3514.76/2/305