Статья
Цель исследования – определить уровень морфофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия).
Методы и организация исследования. Нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, становая динамометрия, проба Штанге, проба Генчи, исследование артериального давления, методы математической статистики. В рамках экспресс-диагностики оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко были проведены следующие измерения: жизненный индекс, силовой индекс, двойное произведение, индекс Руфье-Диксона.
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования определены особенности функционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия), обусловленные климатогеографическими факторами и сельским укладом жизни. Изучение уровня показателей функционального состояния и физической подготовленности школьников 10-11-х классов сельской местности Республики Саха (Якутия) по методу оценки Г.Л. Апанасенко выявило, что около половины обследованных имеют уровень здоровья «ниже среднего». Определено, что рост школьников, экскурсия грудной клетки, устойчивость к гипоксии на вдохе и выдохе ниже рекомендуемых возрастных норм. Уровень физической подготовленности, определяемый по результатам выполнения нормативов V ступени ВФСК ГТО, ниже возрастных значений у 56,30% девушек и 39,33% юношей.
Заключение. Школьники Республики Саха (Якутия) имеют отличительные особенности в функциональном состоянии и значительно отстают по уровню физического развития от сверстников, проживающих в регионах с более благоприятным климатом.
- Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / H. A. Агаджанян, P. M. Баевский, А. П. Берсенева. – М. : РУДН, 2006. – 284 с.
- Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 3-5.
- Васильева А., Конкиева Н. А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера / А. Васильева, Н. А. Конкиева // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1188/13983 (дата обращения: 08.06.2021)
- Кривошапкин, В. Г. Региональные стандарты здоровья человека на Севере (в таблицах и рисунках) / Г. В. Кривошапкин, В. П. Алксеев, П. Г. Петрова. – Якутск : Изд-во Департамента НиСПО, 2001. – 146 с.
- Николаев, В.Г. Опыт изучения формирования морфофункционального статуса населения Восточной Сибири / В.Г. Николаев, Л.В. Синдеева // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Том 6. № 2.
- Платонова, Р. И. Анализ результатов исследования морфофункциональных показателей якутских женщин – жителей села / Р. И. Платонова, В. Р. Абрамова, А. Д. Павлова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 11(105). – С. 120-127.
- Шамаев, Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н. К. Шамаев; Гос. ком. РФ по высш. образованию. Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. – Якутск : Изд-во ЯГУ, 1996. – 112 с.
- Квашнина, С. И. Здоровье населения на Севере России: гигиенические и экологические проблемы: Монография. – Ухта УГТУ, 2001. – 260 с.
- de Freitas C. R., Grigorieva E. A. A comparison and appraisal of a comprehensive range of human thermal climate indices //International journal of biometeorology. – 2017. – Т. 61. – С. 487-512.
- Kilborn M., Lorusso J., Francis N. An analysis of Canadian physical education curricula. European Physical Education Review. – 2016. – no. 22 (1). – P. 23–46.
- Kolovelonis, A. Self-regulated learning in physical education: Examining the effects of emulative and selfcontrol practice / A. Kolovelonis; M. Goudas, M. Hassandra, I. Dermitzaki //Psychology of Sport and Exercise. – 2012. – № 13 (4). – P. 383–389.