Статья
Цель исследования – определить особенности мотивации физической активности студентов, обучающихся в различных университетах России, и препятствия для регулярных занятий физическими упражнениями.
Методы и организация исследования. В анкетировании принимали участие 648 студентов трех российских университетов. Мотивацию физической активности оценивали по опроснику EMI-2(The Exercise Motivations Inventory), разработанному D.Markland и D.Ingledew(1997); препятствия для регулярных занятий физическими упражнениями определяли по опроснику «Барьеры на пути к активности».
Результаты исследования и их обсуждение. Основными мотивами физической активности студентов исследуемых университетов являются: позитивное здоровье, энергия, сила и выносливость. Студенты трех университетов называют четыре основных препятствия для занятий физическими упражнениями (спортом): нехватку времени, нехватку энергии, отсутствие силы воли, нехватку материальных ресурсов. Аутсайдером причин низкой физической активности является страх получить травму. Нами выявлены межгрупповые и внутригрупповые (гендерные) различия в мотивах физической активности и барьерах, препятствующих физической активности.
Заключение. При разработке программы привлечения к различным формам физической активности студентов университетов необходимо учитывать мотивы физической активности и выдвигать реалистичные предложения по преодолению выявленных барьеров физической активности.
- Зотова, Ф. Р., Файзуллин, И. Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы //Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 32-38.
- Юсупов, Ш. Р., Покровская, Т. Ю., Крупенникова, Д. Е. Использование информационных технологий в образовательном процессе в области физической культуры и спорта //Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10. – №. 3. – С. 116-123.
- Юсупов, Ш. Р., Якупов, Б. И., Юсупов, Р. А. Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) //Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 27. – №. 2. – С. 137-141.
- Bebeley S. J., Wu Y., Liu Y. Motives for physical activity for college students’ level of motivation in physical activity //International Journal of Science and Research. – 2017. – Т. 6. – №. 5. – С. 2377-2382.
- Egli T. et al. Influence of age, sex, and race on college students’ exercise motivation of physical activity //Journal of American college health. – 2011. – Т. 59. – №. 5. – С. 399-406.
- I Sáez I., Solabarrieta J., Rubio I. Motivation for physical activity in university students and its relation with gender, amount of activities, and sport satisfaction //Sustainability. – 2021. – Т. 13. – №. 6. – С. 3183.
- Kilpatrick, M.; Hebert, E.; Bartholomew, J. College students’ motivation for physical activity: Differentiating men’s and women’s motives for sport participation and exercise. J. Am. Coll. Health 2005, 54, 87–94.
- Kulavic K., Hultquist C. N., McLester J. R. A comparison of motivational factors and barriers to physical activity among traditional versus nontraditional college students //Journal of American College Health. – 2013. – Т. 61. – №. 2. – С. 60-66.
- Lonsdale C. et al. Self-determined motivation and students' physical activity during structured physical education lessons and free choice periods //Preventive medicine. – 2009. – Т. 48. – №. 1. – С. 69-73.
- Madonia J. S., Cox A. E., Zahl M. L. The role of high school physical activity experience in college students’ physical activity motivation //International journal of exercise science. – 2014. – Т. 7. – №. 2. – С. 1.
- Markland D., Hardy L. The Exercise Motivations Inventory: Preliminary development and validity of a measure of individuals' reasons for participation in regular physical exercise //Personality and individual Differences. – 1993. – Т. 15. – №. 3. – С. 289-296.
- Markland D., Ingledew D. K. The measurement of exercise motives: Factorial validity and invariance across gender of a revised Exercise Motivations Inventory //British Journal of Health Psychology. – 1997. – Т. 2. – №. 4. – С. 361-376.
- Mehmeti I., Halilaj B. How to Increase Motivation for Physical Activity among Youth //Sport Mont. – 2018.– Т. 16. – №. 1.
- Palmer K. et al. Adolescent autonomous motivation for physical activity: A concept analysis //Journal of Pediatric Nursing. – 2020. – Т. 54.– С. e36-e46.
- Romaguera D. et al. Determinants and patterns of physical activity practice among Spanish university students //Journal of sports sciences. – 2011. – Т. 29. – №. 9. – С. 989-997.
- Sevil J. et al. Motivation and physical activity: Differences between high school and university students in Spain //Perceptual and motor skills. – 2018. – Т. 125. – №. 5. – С. 894-907.
- Shen B. Outsideschool physical activity participation and motivation in physical education //British Journal of Educational Psychology. – 2014. – Т. 84. – №. 1. – С. 40-57.